Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.

выступил министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, получивший деятельную поддержку управляющего Морским министерством великого князя Константина Николаевича. Убийство Александра II и последовавшие затем отставки обоих вышеназванных лиц заметно подорвали интерес в Санкт-Петербурге к крейсерству на Севере. Существующее же в Норвегии мнение о том, что инициатором создания крейсерства в 1881 и 1882 гг. выступил «воинственный» архангельский губернатор Н.М. Баранов ошибочно. Морское министерство, министерства иностранных дел, внутренних дел, государственных имуществ, в начале 1880-х гг. так и не смогли выработать взаимоприемлемой концепции крейсерства. Крейсерство началось, будучи не просто плохо, а совершенно неподготовленным в организационном и в правовом отношении. Границы территориальных вод России на Мурмане в то время не были четко определены в российском законодательстве; о них не упоминалось и в инструкциях, данных командирам крейсеров. Равным образом в инструкциях ничего не говорилось о том - что конкретно должна делать команда крейсера при встрече с иностранным судном, промышляющим вблизи российского берега, его командой и уловом. Российские крейсера в 1881 и 1882 гг., не задержали ни одного иностранного судна из тех, что у них на виду вели промысел у берегов Мурмана. Тем самым они провоцировали иностранных (норвежских) рыбаков на продолжение промыслов у Мурмана и в последующие годы. Устаревшие, тихоходные и малопригодные для плаваний в Арктике, российские шхуны с одной стороны позорили российский флот и страну в целом, а с другой стороны способствовали развитию русофобских настроений в Скандинавии, своими длительными стоянками в норвежских портах давая благодатный материал для политических и общественных спекуляций на тему «русской угрозы» Финнмарку. Грустный курьез заключался в том, что эти стоянки были обусловлены не желанием России продемонстрировать норвежцам военную силу, а как раз ее отсутствием. Опыт крейсерства 1881 и 1882 гг. показателен и поучителен. Он показывает, насколько формальными, недальновидными и неэффективными были мероприятия столичных российских властей по отношению к окраине империи - Русскому Северу во второй половине XIX в., до начала 1890-х гг. Он недвусмысленно показывает: бесполезно и даже вредно демонстрировать военную силу иностранному государству в условиях, когда эта «сила» заведомо не может быть применена. Summary In his articlc “The patrolling o f the military schooners “Polyamaya Zvezda” and “Bakan” along the Murmansk coast in 1881 and 1882 “in 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz