Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.
По указанию Морского министерства помянутые шхуны-крейсеры должны, во-первых, офаждать русские воды в Ледовитом океане от вторжения иностранцев и, во-вторых, охранять порядок и законность вообще на северной окраине Архангельской губернии. Но каким путем крейсер может исполнить первую задачу при существовании закона ( т.ХН ч. II ст. 582 Устава о город, и сельск. хоз.), в силу которого никому не возбраняется заниматься рыболовлею и промыслами в Северном океане и Белом море? Равным образом и во втором случае - какие меры и средства должен принимать крейсер для водворения порядка и законности при нарушениях и на Мурманском берегу, коль скоро не существует никаких указаний на то, какою именно властью облекается в этом случае командир крейсера? (...) Что же касается столкновений наших рыбопромышленников на Мурманском берегу с норвежцами (...), хотя означенные столкновения, действительно, иногда бывали, но никогда они не доходили до крупных размеров, а были всегда настолько случайными, что содержать на Мурмане военную охрану для предупреждения подобных столкновений нет никакой надобности(...)» 32 Порция резкой критики досталась шхунам, так неудачно изображавшим «крейсера», и от российской прессы. «Обе шхуны до последней степени стары, - сообщал своим читателям в 1884 г. «Русский курьер». - Собственно говоря, в случае надобности, не они будут гоняться за врагом, а враг за ними; шхунное начальство превосходно знает это и потому, как показал опыт, предпочитает бухты и заливы, особенно норвежские, всевозможным «путешествиям в открытом море». За крайнею старостью обе эти «посудины» удобнее было бы сломать, или каким-либо другим путем сбыть с рук казны, чтобы избежать (...) вечного, неудержимого и несообразного ремонтирования всего, принадлежащего казне. Если это так, то было бы полезнее одну из шхун в виде приношения в дар отдать Печенгскому монастырю. Она принесла бы ему большую пользу при перевозке строительных материалов для постройки монастырских зданий (...) Мы говорим - одну из двух, потому что другая, как пишут в «Эхо», в навигацию сего года назначается для промера Белого моря, начиная с Онежского залива»33. * * * Обобщим вышеизложенное. В 1881-1882 гг., российские власти впервые попытались оказать содействие отечественному рыболовству в морях Северного Ледовитого океана при помощи паровых военных судов. Инициатором этой помощи 32ГААО .-Ф . 4 .-Оп. 10.-Т .1 .-Д . 283. -Л . 12об.-13. 33 Цит. по: ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 175. - Л. 18. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz