Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.
берега расстоянии (интересно, каком? - Р.Д.). Но здесь в Варде несколько норвежских промышленников сами донесли, что некоторые из их товарищей ловили вблизи наших берегов, резали наши яруса и брали с них рыбу. Местное общество и власти искренне возмущены таким нарушением закона и прав чужой собственности. Вследствие моего о сем заявления исправник г. Вардэ нарядил уже следствие по настоящему делу, сделал вызов свидетелей и с величайшею готовностью принял все зависящие от него меры для разыскания виновных и привлечения их к законной ответственности»25. Знакомясь с более поздними донесениями российского консула, мы так и нашли никакой информации о том, сумели ли найти и наказать своих соотечественников, промышлявших у Мурмана и срезавших поморские яруса, «искренне возмущенные» этим представители норвежских властей. Зато в серии последующих донесений Д.Н. Бухаров подверг плавания «Бакана» в 1882 г. еще более уничтожающей критике, чем плавания «Полярной Звезды» в 1881 г. В мае 1882 г. Д.Н. Бухаров провел несколько дней на борту «Бакана», с целью «ознакомиться с качествами этого военного судна и взглядами командира». Качества судна Д.Н. Бухарову не понравились: та же малая скорость, как и у «Полярной Звезды», тоже «дурная машина», та же необходимость при малейшем свежем ветре укрываться в гаванях. Свое мнение о том, что следует «с особенною осторожностью пользоваться всяким неуместным и не вызванным крайней необходимостью проявлением военной силы» по отношению к норвежцам, российский консул внушал на протяжении всего своего пребывания на шхуне ее командиру, капитан-лейтенанту Клопотову. Д.Н. Бухаров с удовлетворением отметил, что командир «вполне разделяет такой взгляд». (Неудивительно, что «Бакан» потом бесцельно плавал в разные стороны, сжигая уголь и дымя трубой, мимо изумленных норвежских рыбаков, с тревогой ожидающих наказания за ведение промысла у российского берега!). Всего апреле-мае 1882 г. «Бакан» «охранял» российские промыслы у Мурмана в течение 6 ходовых дней; остальное время отстаивался в различных гаванях, в том числе 10 дней ремонтировал котел в Териберке. В июне он «Бакан» для пополнения угля и провизии стал на стоянку в Вардё и ушел оттуда после того, как Д.Н. Бухаров официально попросил его командира покинуть город и уйти на Мурман, чтобы не провоцировать своим присутствием разного рода слухи среди норвежцев. Реакция российских властей на плавания «Полярной Звезды» и «Бакана» в 1881 и 1882 гг.: «Крейсерство в настоящем виде... может порождать только одни недоразумения» 25 АВГ1РИ. - Ф. 155. -Он. 445. - Д. 6. - Ч. 1. - Л. 300-300 об. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz