Давыдов, Р. А. Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев» // Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион: история и историография : материалы российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая, 2007 / Мурм. гос. пед. ун-т, Ин-т истории ун-та г. Тромсе, Баренц-ин-т.

Р.А . Д а в ы д о в Крейсерство военных шхун «Полярная Звезда» и «Бакан» у Мурманского берега в 1881 и 1882 гг. «на случай ограждения русских промышленников от насильственных действий иностранцев»* Данная статья является частью главы «Иностранные промыслы у русских берегов: проблемы определения границ территориальных вод и охраны морских ресурсов на Русском Севере (конец 1860-х —начало 1910- х гг.)» из исследовательского проекта «Русский Север в международных отношениях (вторая половина XIX —начало XX в.)». Статья посвящена проблеме охраны морских ресурсов России у побережий морей Северного Ледовитого океана, точнее - первым попыткам российских властей на практике организовать такую охрану с помощью военных шхун «Полярная Звезда» в 1881 г. и «Бакан» в 1882 г. Несмотря на то, что к заявленной теме автор обращался в более ранних своих публикациях1, данная статья является в значительной степени новой работой. В основу ее положены ранее не публиковавшиеся документы, с которыми автору удалось ознакомиться в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) в 2006 и 2007 гг. Крейсерство шхуны «Полярная Звезда»: тысячи рублей, «брошенных в океан»? (1881 г.) В начале 1880-х гг. российские власти после многих лет разговоров и переписки впервые осуществлены на практике попытки защитить интересы соотечественников - рыбаков - в их конкурентном противостоянии с норвежскими рыбаками на Мурманском берегу. Для этой цели решено было привлечь военные суда - шхуны «Полярная звезда» (1881 г.) и «Бакан» (1882 г.). В литературе высказывались мнения, что причиной организации крейсерства в то время послужила возросшая промысловая активность норвежцев и, в особенности, китобойный промысел. Истребление китов норвежцами, по мнению русских промышленников, негативным образом отражалось на уловах рыбы. В те годы считалось, что «стада» мойвы и песчанки, используемой рыбаками в качестве наживки при добыче трески, появляются у берегов, из-за преследования их китами. Соответственно Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Архангельской области в рамках научно-исследовательского проекта «Русский Север в международных отношениях (вторая половина XIX — начало XX в.)» (проект № 08-01-48103а/С). См.: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екатеринбург: УрО РАН, 1999. - С. 101-103; Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. Кн. 1. - Екатеринбург- Архангельск: ИЭПС УрО РАН, 2003. - С. 199-204. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz