Давыдов Р. А. Дневник Павла Ильича Буркова 1915 года как источник по истории российско-норвежской торговли в Евро-Арктическом регионе // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 197–212.
Когда пошла третья неделя простоя, капитан Н.В. Бурков и матрос Болюка (Болюк?) от вынужденного безделья стали пить. Судя по дневнику, сам П.И. Бурков пил мало; во всяком случае, пьяные застолья и похождения дяди, которого он называл в дневнике по должности - «капитаном», вызы вали у него резкое неприятие. Вот лишь некоторые его записи тех дней: 15 июля. В 12 ч. Капитан и Болюка напились пьяные, в результате чего получилась драка. Капитан вырвал у Болюки полбороды. 16 июля. Болюка пьет. 1 7 июля. Капитан с Болюкой так напились на отвальной, что я выну жден был отказаться выйти в море. За это капитан на меня рассердился и ушел спать, причем в койку попала только одна голова. 18 июля. Через несколько времени являются на шлюпке капитан и Бо люка - оба пьяные. Капитан выругал меня на чем свет стоит и заявил мне, что он больше не желает быть капитаном, а будет матросом, и что пере бирается жить в кубрик с этого же дня. Мне осталось только пожелать ему счастья на новоселье и уйти прочь, что я и сделал [6, с. 25]. 21 июня (4 июля) «Зосима» снялась с якоря в Вардё и направилась в Дуфиорд. На следующий день П.И. Бурков написал: «Находимся против Тана-фиорда. Перед концом вахты встретили 6 траулеров и 2 грузовика. На траулерах пушки. Идут, по всей вероятности, в Белое море для траления мин» [6, с. 26]. П.И. Бурков был, вероятнее всего, прав. В мае-июне 1915 г. германский вспомогательный крейсер «Meteor» поставил в горле Белого моря минные заграждения - 10 отдельных линий по 27-72 мины в каждой, всего 285 мин. В том же 1915 г. английские и русские тральщики обезвре дили 174 и 44 мины соответственно [3, с. 75-76]. «Зосима» в Дуфьорде: прием улова норвежских рыбаков В 1 час ночи 23 июня (6 июля) «Зосима» встала на якорь в Ду- фиорде. Именно здесь команда приняла основной груз рыбы. Вопреки упрощенному представлению о поморской торговле, будто бы представлявшей на протяжении всего времени своего существования почти исключительно натуральный обмен русского хлеба на норвежскую рыбу, действительность была сложнее. В конце XIX -начале XX в. товарно- денежные отношения постепенно вытесняли натуральный обмен. В 1915 г. в условиях Первой мировой войны, когда власти России сначала запрети ли, а потом ограничили экспорт хлеба за границу на судах, принадлежав ших жителям Архангельской губ., натуральный обмен был вытеснен почти полностью. Команды поморских судов столкнулись с нехваткой наличных денег для покупки рыбы в Норвегии. Денег, полученных за доставленные в Норвегию пиломатериалы и дрова, было недостаточно для того, чтобы ку пить соль и полный груз рыбы для реализации ее в Архангельске. Дефицит наличности приводил к тому, что русские вынуждены были расплачивать ся с норвежскими рыбаками не сразу, а писать седеля - долговые расписки 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz