Давыдов Р. А. Дневник Павла Ильича Буркова 1915 года как источник по истории российско-норвежской торговли в Евро-Арктическом регионе // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 197–212.
вара их не имеется, то от местных норвежских властей о действительном поступлении товара в Норвегию» [13, л. 7-7 об.; 15, с. 52]. Правила дополняли три списка товаров. В списке товаров, запрещен ных к вывозу из России за границу, значились все хлебные товары. Во вто ром списке указывались те, что были разрешены к вывозу на север Норве гии в навигацию 1915 г. на поморских судах: лесные материалы, чай, сли вочное масло, семга, оленье мясо, языки, шкуры. Внимание, которого удостоилась торговля русских поморов с Норве гией, было обусловлено поддержкой ее российским Министерством ино странных дел, с начала 1915 г. ведшего переписку с другими министерст вами. Российский МИД настоятельно советовал не мешать торговать «на ходящейся в совершенно исключительном положении части населения империи» и устранить препятствия к продолжению «обычных торговых сношений с Норвегией». Позже правительство пошло навстречу пожела ниям МИДа и разрешило вывозить в Северную Норвегию: лесные мате риалы - без ограничения; зерно, муку, крупы - не более чем по 500 пудов на одном судне и всего не более 100 тыс. пудов за одну навигацию [12, л. 9, 15; 15, с. 52, 53]. Однако в начале навигации 1915 г., когда запрет на экспорт хлеба еще оставался в силе, а перспективы его отмены были неопределенными, многие из судовладельцев Архангельской губ. отправились в Норвегию, взяв в качестве основного груза не муку с крупой, а пиломатериалы и дрова. «Зосима» в Вардё - потерянное время Как видно из дневника П.И. Буркова, «Зосима» шла в Норвегию с грузом, состоявшим главным образом из березовых дров - березника. На следующий день после прибытия в Вардё 30 мая (12 июня) дрова были проданы предпринимателю Holmboe по 50 крон за кубическую сажень. Разгрузка заняла два дня: 1 и 2 (14 и 15) июня. В первый день было выгру жено 1 1Л куб. сажени дров, а всего - 2 3/8 куб. сажени (или более 23 кубо метров). 3 (16) июня на шхуну, освободившуюся от груза дров, были при няты 70 бочек испанской соли [6, с. 22-23]. Три недели стоянки в Вардё - с 29 мая по 21 июня (11 июня - 4 июля) - для команды «Зосимы» и других русских судов, количество ко торых всё увеличивалось, оказались зря потерянным временем. Дни были пасмурными, ветреными, холодными, туманными и по большей части дождливыми, из-за чего рыбаки не выезжали на промыслы. Лишь однажды за все время стоянки в Вардё удалось купить 205 кг рыбы. Команда «Зоси мы» коротала время, занимаясь судовыми работами: сделали новый трап, ремонтировали рангоут, такелаж, сушили и чинили паруса. В дневнике П.И. Буркова сохранились короткие, но скрупулёзные записи: «ставили но вые блоки у гафель-гардели и дирик-фалу триселя», «починяли паруса: три сель и грот-топсель» и т.п. Между делом «шлялись» и «ездили по гостям». 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz