Давыдов Р. А. Дневник Павла Ильича Буркова 1915 года как источник по истории российско-норвежской торговли в Евро-Арктическом регионе // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 197–212.
стат № 322. На выпускных испытаниях он показал следующие результаты: английский язык - «удовлетворительно», немецкий язык - «хорошо», то вароведение - «хорошо», коммерческая география - «хорошо», коммерция в связи с законоведением - «удовлетворительно», бухгалтерия - «хорошо», физическая география - «отлично», навигация - «хорошо», девиация - «удовлетворительно», мореходная астрономия - «хорошо», теория корабля и корабельной архитектуры - «хорошо», морская практика - «хорошо», пароходная механика —«хорошо», гигиена - «отлично». За время обучения в училище П.И. Бурков в течение 18 месяцев 20 дней проходил практику на морских судах, в т. ч. 11 месяцев 11 дней - на парусных судах [2, л. 8 об.]. В 1915 г. таким парусным судном для прак тиканта П.И. Буркова стала шхуна «Зосима». Парусник «Зосима» и его плавание в Норвегию в 1915 г.: общие сведения «Зосима» - парусная шхуна водоизмещением 24,69 per. т. Порт приписки - Архангельск. Владелец шхуны - Илья Васильевич Бурков. Капитан - Николай Васильевич Бурков. Таким образом, в 1915 г. Павел Ильич Бурков проходил практику в качестве матроса на судне, при надлежавшем его отцу, под командованием своего дяди (брата отца) [2, л. 3 об.]. Установить точную численность команды «Зосимы», как ни странно, по дневнику П.И. Буркова нельзя. П.И. Бурков постоянно упоминает лишь капитана Болюку (это может быть как фамилия, так и прозвище) и Василия Дмитриевича. При прочтении дневника поначалу складывается впечатле ние, что Болюка и Василий Дмитриевич - разные люди. Лишь однажды, в записи от 10 сентября, П.И. Бурков написал: «Приехал на судно Василий Дмитриевич (Болюка)» [6, с. 63]. Таким образом, получается, что в команде было всего три человека - Николай Васильевич Бурков, Павел Ильич Бурков и Василий Дмитриевич (Болюка?). Кроме того, один раз упоминается, без указания имени, кок, бывший на судне во время стоянки в Вардё [6, с. 25]. Находился ли он на судне в течение всего рейса, неясно; судя по контексту, нет. Также один раз упо мянут некий Уля (от норвежского мужского имени Ole?), который пытался сушить свои вещи во время стоянки в становище Земляное на Мурмане [6, с. 46]. Был ли он кем-то из местных жителей, знакомых Буркову, побы вавшим на «Зосиме» во время стоянки в качестве гостя, или пассажиром на шхуне? Однозначно ответить нельзя. Дневник П.И. Буркова охватывает период с 16 мая по 30 сентября (т.е. с 29 мая по 13 октября по григорианскому календарю, или новому стилю) 1915 г. Далее для удобства читателя указываются даты как по юли анскому, так и, в скобках, по григорианскому календарю. В тех случаях, 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz