Давыдов Р. А. Дневник Павла Ильича Буркова 1915 года как источник по истории российско-норвежской торговли в Евро-Арктическом регионе // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 197–212.

Статья в журнале «Архангельская старина» и... неожиданное продолжение работы 16 мая 1918 г. пароход Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства «Федор Чижов», следовавший из норвежского г. Вардё в Мурманск, был потоплен в Вайда-губе артиллерийским огнем немецкой под-водной лодки U 22, которой командовал Генрих Герман Хасхаген (Henrich Hermann Hashagen). Это вызвало широкий обществен­ ный резонанс на Европейском Севере России, ведь к тому времени прошло более двух месяцев со дня подписания в Брест-Литовске большевистской делегацией мирного договора с Германией и больше месяца после ратифи­ кации договора обеими сторонами! Русский пароход не был вооружен, он стоял на якоре в российских территориальных водах. Среди его пассажиров находились возвращавшие­ ся на родину русские военнопленные, многие из которых еще не оправи­ лись после ранений и потому ехали в сопровождении медицинского персо­ нала. Подводная лодка открыла огонь без предупреждения. Команду паро­ хода и пассажиров, пытавшихся спастись от обстрела, немецкие подводни­ ки добивали даже в шлюпках и на воде. В одной из шлюпок, уничтоженной снарядом U22, оказался молодой штурман «Федора Чижова» Владимир Иванович Воронин. Он едва не по­ гиб при обстреле (находившегося рядом с ним в шлюпке матроса убил ос­ колок снаряда), провел около часа в холодной воде, был спасен в бессозна­ тельном состоянии и потом несколько недель болел. Впоследствии В.И. Воронин стал знаменитым советским полярным капитаном. Под его командованием в 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории совершил сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию. В 1933-1934 гг. В.И. Воронин командовал паро­ ходом «Челюскин». Он прожил долгую жизнь и умер в море в 1952 г., бу­ дучи капитаном ледокола «Иосиф Сталин». Сейчас его имя носит Аркти­ ческий морской институт - старейшее морское учебное заведение Архан­ гельска, которому в 2016 г. исполняется 235 лет. Капитаном «Федора Чижова» в том злополучном рейсе мая 1918 г. был Илья Васильевич Бурков - опытный моряк, сам владевший парусными шхунами, совершавшими плавания в Норвегию. Показания И.В. Буркова, данные им через несколько дней после тра­ гедии, сохранились в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Воспоминания В.И. Воронина об этом случае из его жизни были опубликованы в 1934 г. Свидетельства очевидцев - капитана и штурмана - были положены в основу небольшого исследования обстоятельств гибели «Федора Чижова», подготовленного автором настоящей статьи совместно с коллегой из Мурманска Д.А. Ермолаевым. В 2014 г. результаты исследо­ вания были напечатаны в журнале «Архангельская старина» [4, с. 74-81] и 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz