Давыдов Р. А. Дневник Павла Ильича Буркова 1915 года как источник по истории российско-норвежской торговли в Евро-Арктическом регионе // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 197–212.

входа в устье Северной Двины со стороны моря в годы Северной, Крым­ ской и Первой мировой войн. То, какие затруднения у команды «Зосимы» вызвало определение местоположения по маяку и самого маяка, само по себе не является свиде­ тельством ее некомпетентности. В те годы в условиях плохой видимости и при отсутствии ориентиров огни упомянутых маяков - Жижгинского, Зимнегорского и Инцы - вполне можно было перепутать и опытному трез­ вому моряку. У маяков Жижгинского и Инцы огонь был одинаковым - бе­ лым постоянным; у Зимнегорского маяка огонь был также «белым посто­ янным с проблеском каждые полминуты» [7, с. 340-341, 389; 14, с. 145, 147]. Кстати, ошибочно определивший маяк капитан «Зосимы» Николай Васильевич Бурков не обиделся на полученный от племянника-практикан- та подзатыльник. Впоследствии он дал ему короткую характеристику для Архангельского торгово-мореходного училища: «К службе способен» и «поведения хорошего» [2, л. 3 об.]. 5(18) сентября 2015 г. «Зосима» прибыла в Архангельск. Капитан Павел Ильич Бурков Павел Ильич Бурков прожил не очень долгую жизнь, посвятив ее профессии, полученной им в училище. В семейном архиве потомков Павла Ильича Буркова сохранилась его «Книжка для внесения сведений о плава­ ниях на парусных и паровых судах». Впервые сканированные цветные ко­ пии ее страниц были опубликованы в 2014 г. [6, с. 114-124]. Из нее видно, что, будучи учащимся Архангельского торгово-мореходного училища, П.И. Бурков в 1912 и 1913 гг. проходил практику в качестве ученика на па­ роходе «Федор Чижов», 1914 и 1915 гг. - в должности матроса на парусни­ ке «Зосима»; 1916-1918 гг. - служил штурманом и командиром транспорта «Уссури» Морского ведомства. С «Персеем» связан довольно продолжительный период жизни П.И. Буркова - с 1922 по 1927 г. Согласно записям в упомянутом выше до­ кументе, он занимал следующие должности: 9 декабря 1922 г. - 11 марта 1923 г. - II помощник капитана; 11 марта - 4 декабря 1923 г. - командир; 1 мая - 20 ноября 1924 г. - капитан; 20 ноября 1924 г. - 10 февраля 1926 г. - капитан; 10 февраля 1926 г. - 1 ноября 1927 г. - капитан. «Персей» - это судно-символ, первое (!) научно-исследовательское судно СССР. Его плавания положили начало деятельности знаменитого Плавморнина - Плавучего морского научного института, предшественника современного ПИНРО - Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича. Тем не менее, о его капитане П.И. Буркове до сих пор было известно и опубли­ ковано немного. В известной книге В.А. Васнецова «Под звездным флагом “Персея”», в которой довольно подробно рассказывается об исследованиях советских ученых в Арктике в 1920-1930-х гг., ему уделено довольно 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz