Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
нать, не пожелают ли они принять участие в работах по его подъему, и ес ли пожелают - на каких условиях? Потребуется ли им содействие местного портового управления, или они смогут обойтись исключительно собствен ными средствами? [2, л. 24]. В ожидании известий от норвежцев в Архангельске, да и в Морском ведомстве в Петрограде, возможно, впервые задумались о необходимости наличия на Белом море специального спасательного буксира, оснащенного водолазным, пожарным и др. специальным оборудованием. В июле-авгус- те 1916 г. в переписке стал обсуждаться вопрос срочной покупки такого судна. Заведующему службой снабжения и содержания ледоколов и дру гих плавучих средств Архангельского порта инженеру К.А. Шиманскому было поручено представить соображения по характеристикам и комплек тации такого судна. Шиманский это судно представлял таким: «Морской буксирно-спасательный пароход с ледокольными усилениями (носовыми), при мощности машин до 750 индик. сил, при размерах приблизительно: L=125’, В=25’ и Т=12’, запасом угля на 7 суток, центробежная помпа с приемными шлангами в 20” мощностью от 2 500 до 3 ОООтонн. Пожарная помпа поршневая (Вортингтона) мощностью 100 тонн в час; два водолаз ных аппарата со всеми приспособлениями, телефоном, подводная элек. сверлильн. Машинка, электрическое освещение со всеми приспособления ми для подводного освещения; должны быть запасные спиральные шланги, прожектор, паровая грузовая лебедка (3 тон.) и стрела. Штурвал и браш пиль паровые. Желательно снабдить переносной центробежной помпой, разборным паровым котелком, иметь баркас с подъемной силой для пере возки разборного котелка и помпы со шлангами и буксирную лебедку» [2, л. 45-48 ]. Однако уже через несколько дней переписку о том, каким должен выглядеть перспективный российский буксир-спасатель, видимо, прекра тили: в службу снабжения и содержания ледоколов и других плавучих средств Архангельского порта пришло письмо от норвежца Х.И. Иенсена, выразившего готовность помочь с подъемом «Садко». Вероятно, в Архан гельске находился сам Иенсен или его представитель, поскольку в пере писке упоминались предварительные «словесные переговоры» с русскими инженерами; а на письмо инженера К.А. Шиманского от 21 июля (3 авгу ста) последовал ответ Х.И. Иенсена уже на следующий день. Шиманский, представляя свою службу, готов был зафрахтовать при надлежащий Иенсену буксир «Биен» на срок от 7 до 14 суток на условиях посуточной оплаты работы буксира - по 350 руб. в сутки, с момента его выхода в море из Архангельского порта и до возвращения обратно. Рос сийская сторона («Управление при главноначальствующем») также обес печивала буксир углем и страховала от «военного риска». Содержание и снабжение команды, страхование от «морского риска» должен был взять на себя Иенсен [2, л. 50-52 ]. 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz