Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

нать, не пожелают ли они принять участие в работах по его подъему, и ес­ ли пожелают - на каких условиях? Потребуется ли им содействие местного портового управления, или они смогут обойтись исключительно собствен­ ными средствами? [2, л. 24]. В ожидании известий от норвежцев в Архангельске, да и в Морском ведомстве в Петрограде, возможно, впервые задумались о необходимости наличия на Белом море специального спасательного буксира, оснащенного водолазным, пожарным и др. специальным оборудованием. В июле-авгус- те 1916 г. в переписке стал обсуждаться вопрос срочной покупки такого судна. Заведующему службой снабжения и содержания ледоколов и дру­ гих плавучих средств Архангельского порта инженеру К.А. Шиманскому было поручено представить соображения по характеристикам и комплек­ тации такого судна. Шиманский это судно представлял таким: «Морской буксирно-спасательный пароход с ледокольными усилениями (носовыми), при мощности машин до 750 индик. сил, при размерах приблизительно: L=125’, В=25’ и Т=12’, запасом угля на 7 суток, центробежная помпа с приемными шлангами в 20” мощностью от 2 500 до 3 ОООтонн. Пожарная помпа поршневая (Вортингтона) мощностью 100 тонн в час; два водолаз­ ных аппарата со всеми приспособлениями, телефоном, подводная элек. сверлильн. Машинка, электрическое освещение со всеми приспособления­ ми для подводного освещения; должны быть запасные спиральные шланги, прожектор, паровая грузовая лебедка (3 тон.) и стрела. Штурвал и браш­ пиль паровые. Желательно снабдить переносной центробежной помпой, разборным паровым котелком, иметь баркас с подъемной силой для пере­ возки разборного котелка и помпы со шлангами и буксирную лебедку» [2, л. 45-48 ]. Однако уже через несколько дней переписку о том, каким должен выглядеть перспективный российский буксир-спасатель, видимо, прекра­ тили: в службу снабжения и содержания ледоколов и других плавучих средств Архангельского порта пришло письмо от норвежца Х.И. Иенсена, выразившего готовность помочь с подъемом «Садко». Вероятно, в Архан­ гельске находился сам Иенсен или его представитель, поскольку в пере­ писке упоминались предварительные «словесные переговоры» с русскими инженерами; а на письмо инженера К.А. Шиманского от 21 июля (3 авгу­ ста) последовал ответ Х.И. Иенсена уже на следующий день. Шиманский, представляя свою службу, готов был зафрахтовать при­ надлежащий Иенсену буксир «Биен» на срок от 7 до 14 суток на условиях посуточной оплаты работы буксира - по 350 руб. в сутки, с момента его выхода в море из Архангельского порта и до возвращения обратно. Рос­ сийская сторона («Управление при главноначальствующем») также обес­ печивала буксир углем и страховала от «военного риска». Содержание и снабжение команды, страхование от «морского риска» должен был взять на себя Иенсен [2, л. 50-52 ]. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz