Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
нялись спасением своих вещей, я совершенно не верил в печальный исход для судна, пока оно не получило еще больший крен < . .>. Я решил спасаться. Вошел в помещение дамского музыкального са лона на палубе, где расположился со своими вещами, отпер чемодан, взял из него деньги и пистолет, после чего запер чемодан и ключ положил себе в карман. Выйдя затем на палубу и установив, что пароход выпрямился и что время для спасения вещей еще есть, а среди них находилось одно предварительное следствие, которое мне необходимо было спасти < ...> , быстро уложил свои вещи, кроме немногих, которые не заметил, и выта щил их из каюты. В это время я заметил, что от парохода первая лодка с товарищами моими уже отошла. Я крикнул, было, им упрек, что они меня оставили, но они или не слышали, или не хотели слышать, и я, видя, что на пароходе лодки еще есть, подобрал брошенный кем-то спасательный нагрудник и с правого борта, на котором находился, перешел на левый. Здесь я заметил в сажени от борта судна лодку, наполненную вещами, с тремя только пасса жирами. Я обратился к ним с просьбой взять меня, но они отказались, мо тивируя тем, что пароход сейчас потонет и их захватит водоворот. К сожа лению, я не могу сказать, кто были эти пассажиры - я их не знаю. Я не стал настаивать и, видя, что не все лодки еще спущены на воду, и что па роход до иллюминаторов еще не погрузился, стал следить за спуском шлюпки с левого борта и, когда она поравнялась с перилами палубы, по ложил в нее свои вещи и перевалился через перила сам. Вслед затем шлюпка отошла от борта, но потом, несмотря на протесты одного из пас сажиров, снова подошла к пароходу с кормы < ...> . Когда иллюминаторы скрылись под водою, наша шлюпка отошла от “Садко”, который минуты через 2 -3 после этого погрузился в воду и стал на дно. Немного спустя, в носовой и кормовой частях судна (перед мачтами) вода как бы закипела и на некоторое время все стихло. Обращаясь к поведению капитана и команды “Садко”, я должен, прежде всего, отметить, что капитан сошел с командного мостика лишь то гда, когда нужно было садиться в моторную шлюпку, отошедшую от паро хода вслед за нашей < ...> . Требуя спуска шлюпок вскоре после получения пробоины ехавший на пароходе д.с.с. Бибиков кричал, чтобы выпустили из котлов пар, но сде лано ли это было, не знаю. Полагаю, что не было сделано, так как команда проявила большую растерянность, и я думаю, что место акта, где говорит ся, что старший механик работал, стоя по колено, а затем по грудь в воде, едва ли отвечает действительности. Но это исключительно мое лишь пред положение. Что же касается до выпуска пара, то по этому поводу на мой вопрос при составлении акта капитан категорически сказал, что пар выпу щен не был, а только закрыт. Этим, по-видимому, объясняется, что харак терного шипения пара из отводной трубы я не слышал. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz