Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

нялись спасением своих вещей, я совершенно не верил в печальный исход для судна, пока оно не получило еще больший крен < . .>. Я решил спасаться. Вошел в помещение дамского музыкального са­ лона на палубе, где расположился со своими вещами, отпер чемодан, взял из него деньги и пистолет, после чего запер чемодан и ключ положил себе в карман. Выйдя затем на палубу и установив, что пароход выпрямился и что время для спасения вещей еще есть, а среди них находилось одно предварительное следствие, которое мне необходимо было спасти < ...> , быстро уложил свои вещи, кроме немногих, которые не заметил, и выта­ щил их из каюты. В это время я заметил, что от парохода первая лодка с товарищами моими уже отошла. Я крикнул, было, им упрек, что они меня оставили, но они или не слышали, или не хотели слышать, и я, видя, что на пароходе лодки еще есть, подобрал брошенный кем-то спасательный нагрудник и с правого борта, на котором находился, перешел на левый. Здесь я заметил в сажени от борта судна лодку, наполненную вещами, с тремя только пасса­ жирами. Я обратился к ним с просьбой взять меня, но они отказались, мо­ тивируя тем, что пароход сейчас потонет и их захватит водоворот. К сожа­ лению, я не могу сказать, кто были эти пассажиры - я их не знаю. Я не стал настаивать и, видя, что не все лодки еще спущены на воду, и что па­ роход до иллюминаторов еще не погрузился, стал следить за спуском шлюпки с левого борта и, когда она поравнялась с перилами палубы, по­ ложил в нее свои вещи и перевалился через перила сам. Вслед затем шлюпка отошла от борта, но потом, несмотря на протесты одного из пас­ сажиров, снова подошла к пароходу с кормы < ...> . Когда иллюминаторы скрылись под водою, наша шлюпка отошла от “Садко”, который минуты через 2 -3 после этого погрузился в воду и стал на дно. Немного спустя, в носовой и кормовой частях судна (перед мачтами) вода как бы закипела и на некоторое время все стихло. Обращаясь к поведению капитана и команды “Садко”, я должен, прежде всего, отметить, что капитан сошел с командного мостика лишь то­ гда, когда нужно было садиться в моторную шлюпку, отошедшую от паро­ хода вслед за нашей < ...> . Требуя спуска шлюпок вскоре после получения пробоины ехавший на пароходе д.с.с. Бибиков кричал, чтобы выпустили из котлов пар, но сде­ лано ли это было, не знаю. Полагаю, что не было сделано, так как команда проявила большую растерянность, и я думаю, что место акта, где говорит­ ся, что старший механик работал, стоя по колено, а затем по грудь в воде, едва ли отвечает действительности. Но это исключительно мое лишь пред­ положение. Что же касается до выпуска пара, то по этому поводу на мой вопрос при составлении акта капитан категорически сказал, что пар выпу­ щен не был, а только закрыт. Этим, по-видимому, объясняется, что харак­ терного шипения пара из отводной трубы я не слышал. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz