Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

упустил из виду обследованный, огражденный и более глубокий (24 фута) Северный фарватер. 3) Следуя узким фарватером, судно имело ход около 1 2 'Л узлов, превышающий возможность осторожного плавания. 4) Не были предприняты всевозможные меры для противодействия быстрому затоплению судна (как то не были задраены иллюминаторы). 5) Обнаруженная растерянность команды во время аварии была от­ части следствием не проверенных практически водяного и шлюпочного расписаний. 6) Ледокол “Садко” весной 1915 года под управлением капитана Ануф­ риева прошел благополучно тем же фарватером, имея осадку около 21 фута. 7) Комиссия пришла к заключению, что удар о подводный камень ледокол получил не на створе, а левее его. 8) В продолжении 10-12 минут, истекших от момента удара до зато­ пления судна не были захвачены вахтенный и машинный журналы и во­ обще судовые документы, отсутствие которых не позволило комиссии ру­ ководствоваться данными и цифрами, могущими точно характеризовать плавание ледокола до момента удара о камень. В заключение Комиссия полагает необходимым закрыть этот фарва­ тер впредь до его обследования, так как существует другой фарватер, бо­ лее удобный и обследованный. В виду того, что условия настоящего времени заставляют заходить суда в Чупу и Княже-губу, Комиссия находит желательным обследовать и оградить входы в них» [2, л. 44 -4 4 об.]. В Государственном архиве Архангельской области в материалах ко­ миссии, изучавшей обстоятельства аварии «Садко», сохранились показа­ ния не только моряков. Определенный интерес представляют показания одного из пассажиров - статского советника Сергея Романовича Некраша, состоявшего в должности прокурора Архангельского окружного суда. Они гораздо более многословные, чем сухие и лаконичные показания моряков. Ниже они воспроизводятся с сокращениями: «Утром 20 июня сего года, по выходе из Княже-губы, где происхо­ дил осмотр бараков для рабочих Мурманской железной дороги, “Садко” направился в Кандалакшу, причем мною было замечено, что курс взят был тот, коим при моих прежних поездках в этой части Белого моря проходили пароходы Мурманского Товарищества. Около 10 ч. 30 м. (время я узнал из составленного командиром акта), находясь в коридоре около столовой, я почувствовал сильный, но не рез­ кий толчок < ...> , после чего пароход слегка накренился на правый борт. Мне приходится каждое лето часто плавать по морю и приходилось неод­ нократно слышать шорох камней по дну судна, каковое обстоятельство всегда до сего времени оканчивалось благополучно. Поэтому и теперь, не­ смотря на то, что некоторые пассажиры стали требовать спуска лодок и за­ 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz