Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
намо” и передал в рупор, что на вахте стоять невозможно, так как вода почти по пояс. С мостика по телеграфу было передано “полный вперед”, что я исполнил и в рупор передал капитану, что полный ход дан, но управ ляться в машине не могу, так как стою в воде выше пояса. В это время, по приказанию стоявшего на машинном трапе старшего механика, я застопо рил машину и побежал, захватив из каюты верхнее платье, на верхнюю па лубу и сел в шлюпку» [2, л. 40]. Капитан И.П. Бурков не испытывал особых надежд на благополуч ное развитие событий, несмотря на то, что удар показался слабым и крен судна был незначительным. Он отослал третьего помощника к пассажи рам, приказал спустить шлюпки и, поскольку судно по инерции продолжа ло двигаться вперед, замедлил его ход командой «малый назад». Когда шлюпки были спущены, пассажиры и большая часть команды покинула судно, И.П. Бурков попробовал его спасти - выброситься на бе рег о-ва Анисимова. Он передал по телеграфу в машинное отделение одну за другой команды «малый вперед» и «полный вперед»... Но в машинном отделении воды было уже почти по пояс; старший механик Иоганн Яков Гродман ответил в рупор, что управлять машиной не может, сам приказал застопорить ее и всем спасаться. «Садко», не слушаясь руля, продолжал медленно двигаться вперед, на ровном киле погружаясь всё больше и больше. Покинув мостик, капи тан спросил, все ли люди вышли, сошел в моторный катер и приказал от валить. Одним из последних в катер спрыгнул его второй помощник Фриц Эрнест Кэпман, который после выполнения своих обязанностей по спуску шлюпок левого борта спасал денежный ящик с судовой кассой и паспор тами команды. Через одну-две минуты «Садко», с шумом выпуская воздух, скрылся под водой. В се произошло очень быстро: ледокол затонул не позднее, чем через 10-12 минут после удара [2, л. 38 -41 ]. Менее чем через две недели, 1 (14) июля в помещении Управления торгового порта в Архангельске собралась на первое заседание комиссия, назначенная для изучения обстоятельств крушения «Садко». Председате лем комиссии был назначен полковник корпуса гидрографов Матусевич. Комиссия заслушала показания команды. Капитана, третьего помощника и рулевого, т.е. тех, кто находился на мостике «Садко» в момент удара о подводное препятствие, опрашивали дважды, задавая уточняющие вопро сы. В конце концов, комиссия пришла к следующему заключению: «1) 20 июня при следовании в Кандалакшу, капитаном не было об ращено должного внимания на осадку ледокола (18 Уг фута) и неоснова тельно был избран им необследованный фарватер, к тому же на карте № 1178 обозначенный 18-ти футовым. 2) Полагаясь на свой долголетний опыт плавания на мелкосидящих судах Мурманского Общества вышеупомянутым фарватером, капитан 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz