Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
хангельска во главе с архангельским губернатором, действительным стат ским советником Сергеем Дмитриевичем Бибиковым. Чиновники ехали на Мурман инспектировать строительство железной дороги, грандиозное по масштабам и скорости выполнения работ даже с позиций дня сегодняшне го. Тогда, столетие назад, в годы Первой мировой войны, Кандалакша при обрела значение стратегического транспортного узла - железнодорожной станции и морского порта. На мостике «Садко» находились капитан Иван Павлович Бурков, третий помощник капитана Ян Мадисович Кенталь и рулевой матрос Ефим Федорович Антрушин. 44-летний капитан И.П. Бурков, уроженец Патракеевской вол. Ар хангельского у. Архангельской губ., был действительно опытным капита ном с большой практикой плавания по Белому морю. С 1896 г. он много раз в самых разных погодных условиях, в том числе и штормовых, благо получно ходил в Кандалакшу на судах Архангельско-Мурманского сроч ного пароходства. Погода стояла ясная, створы и ориентиры на берегах были видны от четливо; капитан спокойно наблюдал, как «Садко» идет по давно извест ному ему фарватеру. «Садко» прошел мимо о-ва Лодейный, впереди по курсу был о-в Богомолиха. Неожиданно корпус судна содрогнулся от уда ра. Впоследствии капитан и члены команды «Садко» называли его «режу щим», «несильным»; ледокольный пароход как бы «черканул» корпусом о подводное препятствие. Вспомним знаменитую катастрофу «Титаника»: тогда также был относительно слабый удар от столкновения с айсбергом; характер нанесенных судну повреждений был сопоставим. «Садко» покачнулся и выпрямился. Капитан И.П. Бурков скомандо вал в машинное отделение «стоп». Из показаний старшего машиниста Яна Мартыновича Яунзена: «Во время аварии я находился в машине на вахте. В 10 ч. 30 м. почувствовал несильный удар судна по левому борту. Машина работала полный ход вперед при 85-ти оборотах. После удара по машинному телеграфу было передано “стоп” и затем “малый назад”, что и было сейчас же исполнено. В это время вбежал из кочегарки в машину старший кочегар Кальче и, пе редав, что в кочегарку быстро поступает вода (вода стала поступать и в машину), закрыл за собою дверь на крючок и выбежал наверх; я сообщил об этом в рупор на командный мостик, капитан спросил - нельзя ли отка чать. Затем по телеграфу было передано “малый вперед”, что я исполнил. В этот момент напором воды дверь из кочегарки сорвалась, и вода хлынула в машинное отделение, Старший механик приказал открыть кингстоны (за движки или клапаны, используемые для приема забортной воды при умышленном затоплении судна или, как в данном случае, наоборот, для откачки воды за борт - Р .Д .) и откачивать воду из машины, но исполнить это было невозможно; вода быстро наполняла машину. Я застопорил “ди 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz