Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
во главе с губернатором. А духовная власть края - владыко - спешно по лоскался в ванне. Толчок! Бурков понял, что корабль напоролся на камен ную гряду. Вместо того, чтобы застопорить машины, встать на камни и, может быть, заткнуть ими образовавшиеся пробоины, растерянный Бурков скомандовал движение “вперед” и протаранил сам себя. Очевидно, высо кие гости помутили разум старого капитана. Бурков нарушил элементар нейшее правило судовождения. Сквозь пробоины поступала вода. “Садко” стал тонуть. Спустили шлюпки. Тонули удачно, ввиду близости островов Елового и Богомолихи. Голый архиерей метался по палубе. Губернатор выскочил в кальсонах. Шлюпку с архиереем и губернатором течением по несло к Богомолихе. Не доходя нескольких сажен до острова, она тоже по грузилась в воду. Силы духовные и светские спасались вплавь. Вот - анек дотическая гибель “Садко”» [10, с. 114-115]. В вышеприведенной короткой цитате несколько неточностей. Во-первых, ошибочно указана дата затопления «Садко» - 16 июля. На самом деле авария произошла 20 июня по юлианскому календарю, или ста рому стилю, т.е. 3 июля по григорианскому календарю, или новому стилю. Вероятно, Н. Никитин или редактор издания, где он публиковался, механи чески приплюсовал к 3 июля известные 13 дней, чтобы перевести старый стиль в новый, не задумываясь о том, что это уже могло быть сделано ранее. Во-вторых, в 1912 г. ледокольный пароход действительно строился, но спущен на воду он был только в 1913 г. В-третьих, шел «Садко» из Архангельска не в Мурманск, а в Канда лакшу. В-четвертых, при подходе к Кандалакше Белое море «остаться поза ди» никак не могло, поскольку Кандалакшский залив - это тоже Белое море. В-пятых, капитану Ивану Павловичу Буркову тогда было 44 года - вряд ли его можно назвать старым. Характеристики «опытный» было бы достаточно. Оставляя без комментария заочное и сделанное Н. Никитиным спус тя много лет обвинение капитана Буркова в том, что тот не смог «за ткнуть» камнями пробоины в корпусе, заметим лишь, что к рассуждениям писателя о помутившемся разуме «старого капитана», который «протара нил сам себя», следует относиться с осторожностью. В настоящей публикации мы рассмотрим обстоятельства затопления «Садко» в 1916 г., основываясь на документах, сохранившихся в Государ ственном архиве Архангельской области (ГААО) [2, 3]. ...Около 10.30 утра 20 июня (3 июля) 1916 г.1«Садко» на полном хо ду приближался к Кандалакше. Его пассажирами были чиновники из Ар 1 Здесь и далее вначале указывается дата по юлианскому календарю (старому стилю), в скобках - та же дата по григорианскому календарю (новому стилю). В цитатах даты указаны так, как в документе. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz