Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

во главе с губернатором. А духовная власть края - владыко - спешно по­ лоскался в ванне. Толчок! Бурков понял, что корабль напоролся на камен­ ную гряду. Вместо того, чтобы застопорить машины, встать на камни и, может быть, заткнуть ими образовавшиеся пробоины, растерянный Бурков скомандовал движение “вперед” и протаранил сам себя. Очевидно, высо­ кие гости помутили разум старого капитана. Бурков нарушил элементар­ нейшее правило судовождения. Сквозь пробоины поступала вода. “Садко” стал тонуть. Спустили шлюпки. Тонули удачно, ввиду близости островов Елового и Богомолихи. Голый архиерей метался по палубе. Губернатор выскочил в кальсонах. Шлюпку с архиереем и губернатором течением по­ несло к Богомолихе. Не доходя нескольких сажен до острова, она тоже по­ грузилась в воду. Силы духовные и светские спасались вплавь. Вот - анек­ дотическая гибель “Садко”» [10, с. 114-115]. В вышеприведенной короткой цитате несколько неточностей. Во-первых, ошибочно указана дата затопления «Садко» - 16 июля. На самом деле авария произошла 20 июня по юлианскому календарю, или ста­ рому стилю, т.е. 3 июля по григорианскому календарю, или новому стилю. Вероятно, Н. Никитин или редактор издания, где он публиковался, механи­ чески приплюсовал к 3 июля известные 13 дней, чтобы перевести старый стиль в новый, не задумываясь о том, что это уже могло быть сделано ранее. Во-вторых, в 1912 г. ледокольный пароход действительно строился, но спущен на воду он был только в 1913 г. В-третьих, шел «Садко» из Архангельска не в Мурманск, а в Канда­ лакшу. В-четвертых, при подходе к Кандалакше Белое море «остаться поза­ ди» никак не могло, поскольку Кандалакшский залив - это тоже Белое море. В-пятых, капитану Ивану Павловичу Буркову тогда было 44 года - вряд ли его можно назвать старым. Характеристики «опытный» было бы достаточно. Оставляя без комментария заочное и сделанное Н. Никитиным спус­ тя много лет обвинение капитана Буркова в том, что тот не смог «за­ ткнуть» камнями пробоины в корпусе, заметим лишь, что к рассуждениям писателя о помутившемся разуме «старого капитана», который «протара­ нил сам себя», следует относиться с осторожностью. В настоящей публикации мы рассмотрим обстоятельства затопления «Садко» в 1916 г., основываясь на документах, сохранившихся в Государ­ ственном архиве Архангельской области (ГААО) [2, 3]. ...Около 10.30 утра 20 июня (3 июля) 1916 г.1«Садко» на полном хо­ ду приближался к Кандалакше. Его пассажирами были чиновники из Ар­ 1 Здесь и далее вначале указывается дата по юлианскому календарю (старому стилю), в скобках - та же дата по григорианскому календарю (новому стилю). В цитатах даты указаны так, как в документе. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz