Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

назовёте, так она и поплывёт!» Собственно, приключения капитана Врун- геля и его команды начинаются после того, как яхта «Победа» теряет пер­ вые две буквы и становится «Бедой». Имя Садко, если следовать этой ло­ гике, вряд ли можно считать подходящим названием для судна. Былинный герой Садко, как известно, был вынужден уйти под воду к царю морскому и слишком много времени провел под водой... Во время Первой мировой войны в 1915 г. российское правительство приобрело в Великобритании «паровое судно ледокольного типа» “Lintrose”. Новый ледокол (так для краткости стали писать и в докумен­ тах), переименованный в «Садко», эксплуатировался немногим более года [1, с. 395-397, 411]. Летом 1916 г. на подходе к Кандалакше он получил пробоину на подводных камнях и более 17 лет пролежал на дне Белого мо­ ря. После подъема специалистами ЭПРОНа в октябре 1933 г. и ремонта в Архангельске на заводе «Красная кузница» он еще семь лет служил совет­ ским ученым и полярникам, пока снова не затонул, на сей раз окончатель­ но, наскочив на подводный камень в Карском море 11 сентября 1941 г. Говоря о трагическом случае с «Садко» в 1916 г., следует иметь в виду, что в литературе этот случай называют и аварией, и крушением, и гибелью. Например, в канцелярии главного инженера портов Беломорского района со­ ответствующая переписка в 1916 г. собиралась в «Деле об аварии ледокола “Садко”». В официальном заключении комиссии, расследовавшей обстоя­ тельства этого случая, писали уже о гибели ледокола. В настоящей публи­ кации мы не рассматриваем нюансов правомерности употребления того или иного термина, что более интересно специалистам по морскому праву [8]. Подъем «Садко» в 1933 г. был неоднократно описан в литературе [5, 6, 9,10]. История его первых плаваний в 1930-х гг. неплохо изучена и известна тем, кто интересуется историей освоения Арктики и мореплавания [7]. Об обстоятельствах затопления «Садко» в 1916 г. в Кандалакшском заливе известно меньше [4]. Кроме того, с 1930-х гг. трагический, в сущно­ сти, случай с подачи писателей и журналистов стал восприниматься как анекдот. Писали про губернатора, у которого то ли ноги отнялись от стра­ ха, то ли который оказался в шлюпке в одних кальсонах (или даже без них), из-за того что в момент удара ледокола о камень он будто бы прини­ мал ванну. Писали о панике, охватившей капитана, команду и пассажиров. Задним числом малознакомые с судовождением люди рассуждали о том, что должен был делать капитан и чего не должен. Приведем в качестве примера отрывок из очерка Н. Никитина «Око­ ло “Садко”»: «16 июля 1916 года пароход ледокольного типа “Садко” (анг­ лийской постройки 1912 года) шел из Архангельска в Мурманск. Капитан Бурков - старый, опытный капитан - вел корабль. Все было спокойно. Летнее утро, легкая рябь, прозрачная северная тишина. Корабль шел в Кан­ далакшских фиордах. Белое море осталось позади. Никто не ожидал ни ка­ тастроф, ни аварий. На борту парохода спокойно почивали высокие гости 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz