Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

поднять за два месяца с помощью затапливаемых понтонов или за четыре месяца с использованием пароходов (на «непредвиденные случайности» отводились еще один-два месяца) [2, л. 55-57 ]. Позднее специалисты обсудили различные варианта подъема «Сад­ ко». Рассматривались четыре способа: 1) подъем при посредстве плавучих понтонов или судов; 2) подъем при посредстве затопляющихся понтонов, накачиваемых воздухом; 3) подъем посредством воздушных гибких меш­ ков, размещаемых в трюмах и отсеках, с накачиванием в них воздуха; 4) японский способ подъема судов при посредстве бамбука. После сравнения достоинств и недостатков каждого способа, а также примерной стоимости работ самым надежным, хотя и сравнительно доро­ гим способом был признан подъем при помощи затопляющихся понтонов. Оставалась одна проблема: таких понтонов в России не было! Вот что говорилось в докладе заведующего службой снабжения и содержания ледоколов и других плавучих средств Архангельского порта инженера К.А. Шиманского: «Ввиду отсутствия в наличии в России по­ добных готовых понтонов, их постройка и оборудование при дороговизне материалов и рабочих рук потребует значительных единовременных за­ трат, которые далеко не окупятся одним подъемом “Садко”. Этот способ может быть рекомендован лишь в том случае, если признается необходи­ мым вообще организовать в России дело спасения судов. В последнем слу­ чае, даже при обслуживании дела спасения судов хотя бы в районе одного Белого моря, все затраты, можно сказать с уверенностью, вполне окупи­ лись бы» [2, л. 96 об.]. К докладу прилагались описание, спецификация и эскизы понтонов. Был составлен список необходимого оборудования; отмечено, что помимо водолазных партий потребуется привлечь к работам 10 плотников, три па­ ры кузнецов, двух слесарей и трех такелажников. Срок работы «с осто­ рожностью» определялся как 100 рабочих дней. Согласно смете, все рас­ ходы на подъем должны были составить 1 075 ОООруб., большая часть (1 013 500 руб.) которых приходилась на постройку и доставку в Архан­ гельск шести понтонов с арматурой, тросами и пр. [2, л. 97 -9 7 об.]. * * * Как видно из документов ГААО, авария ледокольного парохода «Садко» произошла из-за человеческого фактора. Многолетний опыт пла­ ваний по Белому морю капитана И.П. Буркова и, в частности, его опыт ко­ мандования паровыми судами, совершавшими рейсы в Кандалакшу, в дан­ ном случае послужил во вред как лично ему, так и ледокольному пароходу. И.П. Бурков, понадеявшись на свой опыт, при проводке «Садко» по слож­ ному фарватеру упустил из внимания факт, что осадка «Садко» была большей, чем осадка пароходов, которыми он привык командовать, а ско­ рость его движения в тот злополучный день 20 июня (3 июля) 1916 г. «пре­ вышала возможность осторожного плавания». 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz