Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
поднять за два месяца с помощью затапливаемых понтонов или за четыре месяца с использованием пароходов (на «непредвиденные случайности» отводились еще один-два месяца) [2, л. 55-57 ]. Позднее специалисты обсудили различные варианта подъема «Сад ко». Рассматривались четыре способа: 1) подъем при посредстве плавучих понтонов или судов; 2) подъем при посредстве затопляющихся понтонов, накачиваемых воздухом; 3) подъем посредством воздушных гибких меш ков, размещаемых в трюмах и отсеках, с накачиванием в них воздуха; 4) японский способ подъема судов при посредстве бамбука. После сравнения достоинств и недостатков каждого способа, а также примерной стоимости работ самым надежным, хотя и сравнительно доро гим способом был признан подъем при помощи затопляющихся понтонов. Оставалась одна проблема: таких понтонов в России не было! Вот что говорилось в докладе заведующего службой снабжения и содержания ледоколов и других плавучих средств Архангельского порта инженера К.А. Шиманского: «Ввиду отсутствия в наличии в России по добных готовых понтонов, их постройка и оборудование при дороговизне материалов и рабочих рук потребует значительных единовременных за трат, которые далеко не окупятся одним подъемом “Садко”. Этот способ может быть рекомендован лишь в том случае, если признается необходи мым вообще организовать в России дело спасения судов. В последнем слу чае, даже при обслуживании дела спасения судов хотя бы в районе одного Белого моря, все затраты, можно сказать с уверенностью, вполне окупи лись бы» [2, л. 96 об.]. К докладу прилагались описание, спецификация и эскизы понтонов. Был составлен список необходимого оборудования; отмечено, что помимо водолазных партий потребуется привлечь к работам 10 плотников, три па ры кузнецов, двух слесарей и трех такелажников. Срок работы «с осто рожностью» определялся как 100 рабочих дней. Согласно смете, все рас ходы на подъем должны были составить 1 075 ОООруб., большая часть (1 013 500 руб.) которых приходилась на постройку и доставку в Архан гельск шести понтонов с арматурой, тросами и пр. [2, л. 97 -9 7 об.]. * * * Как видно из документов ГААО, авария ледокольного парохода «Садко» произошла из-за человеческого фактора. Многолетний опыт пла ваний по Белому морю капитана И.П. Буркова и, в частности, его опыт ко мандования паровыми судами, совершавшими рейсы в Кандалакшу, в дан ном случае послужил во вред как лично ему, так и ледокольному пароходу. И.П. Бурков, понадеявшись на свой опыт, при проводке «Садко» по слож ному фарватеру упустил из внимания факт, что осадка «Садко» была большей, чем осадка пароходов, которыми он привык командовать, а ско рость его движения в тот злополучный день 20 июня (3 июля) 1916 г. «пре вышала возможность осторожного плавания». 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz