Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.

Как видно из документов, буксир «Биен» под новым названием «Но­ ра» и пароход «Соловецкий» прибыли в Кандалакшский залив к месту за­ топления «Садко» 27 июля (9 августа). Водолазные работы производились шесть дней - с 28 июля (10 августа) по 2 (1 5 ) августа включительно, еже­ дневно, с 06.00 до 19.00 с перерывом на обед и отдых с 12.00 до 14.30. В ходе наружного осмотра было отмечено, что «Садко» лежит на грунте на ровном киле с креном на правый борт около 5 градусов. Грунт представлял собой ровную каменистую поверхность, покрытую слоем гли­ ны и ила примерно на 4 фута. Опасения насчет того, что ледокол «засо­ сет», к счастью, не оправдались. Он погрузился в ил не больше, чем на от­ меченные 4 фута, причем выдавленные корпусом ил и глина образовали своего рода вал высотой около фута по периметру судна. Форштевень, ахтерштевень, винт, руль были без заметных повреж­ дений. Левый боковой киль, начиная от носовой части, оторван приблизи­ тельно на три сажени и помят. Вмятины и повреждения были замечены также на палубе, но надстройки, труба, мачты, стоячий такелаж на момент осмотра были целы и не имели существенных повреждений. Тщательного осмотра внутренних помещений тогда произвести не удалось: деревянная мебель, ящики наполнили помещения беспорядочной массой. Трюмы были заполнены углём. Почти безрезультатными оказа­ лись попытки размыть грунт в районе пробоины, чтобы осмотреть и изме­ рить ее, а также под средней частью судна, чтобы выяснить, возможно ли будет подвести под корпус судна подъемные цепи. Мощность парового на­ соса оказалась недостаточной; шланги из-за ветхости не выдерживали на­ пор, в результате чего пришлось соединять между собой шланги разных диаметров. Пришлось поэкспериментировать и с «пипками» разных разме­ ров на конце шланга, чтобы обеспечить приемлемый напор воды на выходе. Несмотря на все трудности, по итогам водолазных работ было сдела­ но заключение о возможности подъема «Садко» как «мертвого груза» при помощи понтонов с общей грузоподъемностью не менее 2 000 т. Понтоны цилиндрической формы предполагалось затопить по обеим сторонам ле­ жащего на дне «Садко», соединить с ним цепями или тросами, а затем, от­ качивая из понтонов воду, поднять его и отбуксировать для ремонта. В качестве другого варианта (с гораздо меньшим шансом на успех) предлагалось использовать два одинаковых парохода с крепкими корпуса­ ми, имеющими водонепроницаемые отсеки с общей грузоподъемностью также в 2 000 т. Предполагалось, что наполнением водонепроницаемых от­ секов пароходов и последующим откачиванием воды можно было бы из­ менить осадку пароходов на 6 -8 футов и поднять «Садко» со дна. 2 (1 5 ) августа 1916 г. на борту парохода «Соловецкий» в Кандалакш­ ском заливе командир ледокола «Садко» Бурков, водолазный офицер старший лейтенант Симонов и руководитель спасательных работ прапор­ щик Юхневич подписались под оптимистичным выводом: «Садко» можно 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz