Давыдов Р. А. Авария ледокольного парохода «Садко» и изучение возможностей его подъема в 1916 г. (По документам Государственного архива Архангельской области) // Мурман и Российская Арктика: прошлое, настоящее, будущее : материалы межрегиональной научной конференции, 26–28 сентября 2016 года / Мурм. аркт. гос. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2016. - С. 137–148.
Как видно из документов, буксир «Биен» под новым названием «Но ра» и пароход «Соловецкий» прибыли в Кандалакшский залив к месту за топления «Садко» 27 июля (9 августа). Водолазные работы производились шесть дней - с 28 июля (10 августа) по 2 (1 5 ) августа включительно, еже дневно, с 06.00 до 19.00 с перерывом на обед и отдых с 12.00 до 14.30. В ходе наружного осмотра было отмечено, что «Садко» лежит на грунте на ровном киле с креном на правый борт около 5 градусов. Грунт представлял собой ровную каменистую поверхность, покрытую слоем гли ны и ила примерно на 4 фута. Опасения насчет того, что ледокол «засо сет», к счастью, не оправдались. Он погрузился в ил не больше, чем на от меченные 4 фута, причем выдавленные корпусом ил и глина образовали своего рода вал высотой около фута по периметру судна. Форштевень, ахтерштевень, винт, руль были без заметных повреж дений. Левый боковой киль, начиная от носовой части, оторван приблизи тельно на три сажени и помят. Вмятины и повреждения были замечены также на палубе, но надстройки, труба, мачты, стоячий такелаж на момент осмотра были целы и не имели существенных повреждений. Тщательного осмотра внутренних помещений тогда произвести не удалось: деревянная мебель, ящики наполнили помещения беспорядочной массой. Трюмы были заполнены углём. Почти безрезультатными оказа лись попытки размыть грунт в районе пробоины, чтобы осмотреть и изме рить ее, а также под средней частью судна, чтобы выяснить, возможно ли будет подвести под корпус судна подъемные цепи. Мощность парового на соса оказалась недостаточной; шланги из-за ветхости не выдерживали на пор, в результате чего пришлось соединять между собой шланги разных диаметров. Пришлось поэкспериментировать и с «пипками» разных разме ров на конце шланга, чтобы обеспечить приемлемый напор воды на выходе. Несмотря на все трудности, по итогам водолазных работ было сдела но заключение о возможности подъема «Садко» как «мертвого груза» при помощи понтонов с общей грузоподъемностью не менее 2 000 т. Понтоны цилиндрической формы предполагалось затопить по обеим сторонам ле жащего на дне «Садко», соединить с ним цепями или тросами, а затем, от качивая из понтонов воду, поднять его и отбуксировать для ремонта. В качестве другого варианта (с гораздо меньшим шансом на успех) предлагалось использовать два одинаковых парохода с крепкими корпуса ми, имеющими водонепроницаемые отсеки с общей грузоподъемностью также в 2 000 т. Предполагалось, что наполнением водонепроницаемых от секов пароходов и последующим откачиванием воды можно было бы из менить осадку пароходов на 6 -8 футов и поднять «Садко» со дна. 2 (1 5 ) августа 1916 г. на борту парохода «Соловецкий» в Кандалакш ском заливе командир ледокола «Садко» Бурков, водолазный офицер старший лейтенант Симонов и руководитель спасательных работ прапор щик Юхневич подписались под оптимистичным выводом: «Садко» можно 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz