Давыдов, Р. А. Российский генеральный консул в Норвегии Г. А. Мехелин, его наблюдения и предложения, касающиеся Мурмана и Северной Норвегии (1850-1860-х гг.) // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 20-30.

Высочайшими приказами Г.А. Мехелин был назначен генеральным консулом в Норве­ гию 11 февраля 1850 г. и получил новое повышение в чине - произведен в коллежские советни­ ки6 со старшинством с 20 февраля 1850 г. По всей видимости, Г.А. Мехелин оставался в должности генерального консула без ма­ лого два десятилетия, по 1869 г. За этот период он дважды повышался в чине: в 1854 г. - в стат­ ские советники; в 1868 г. - в действительные статские советники. Летом 1869 г. Г.А. Мехелин был назначен членом Хозяйственного департамента Импе­ раторского Сената. Уволен от должности сенатора с 1 октября 1885 г. Скончался Г.А. Мехелин 28 апреля 1899 г. Награды Г.А. Мехелина: шведский орден Вазы рыцарского класса (1949); орден Св. Ан­ ны 3-й степени (1850); Орден Св. Анны 2-й степени (1855); орден Св. Владимира 3-й степени (1863); крест королевского норвежского ордена Св. Олафа (1869); орден Св. Станислава 1-й степени (1872); орден Св. Анны 1-й степени (1877) и др. Г.А. Мехелин - главный инициатор колонизации Мурмана Во второй половине XIX - начале XX вв. Мурманский берег Кольского полуострова де­ факто стал своеобразной экспериментальной зоной, где различные российские министерства и ведомства опытным путем, нередко путем «проб и ошибок» разрабатывали способы заселения и хозяйственного освоения удаленных от центра и расположенных в сложных климатических условиях областей Российской империи. Дело в том, что постоянные поселения здесь, на более чем 1000-километровом побере­ жье, отсутствовали. Коренные жители этого региона - саамы - вели кочевой образ жизни, зани­ маясь оленеводством, охотой, озерным рыболовством и лишь на несколько летних месяцев при­ ходили к морскому побережью на промысел семги и трески. Рыбные промыслы, которые, по общему мнению, были «главным достоянием» Мурмана, ежегодно привлекали несколько тысяч поморов с побережий Белого моря. Однако пребывание их в промысловых становищах ограни­ чивалось весной и летом периодом. К середине XIX в. практически все оседлое население Мурмана проживало в городе Ко­ ле. Оно было немногочисленно - по состоянию на 1847 г. - всего 620 человек7. Во время Крымской войны английский военный пароход «Миранда» («Miranda») подо­ шел к городу Коле на расстояние около 400 метров, а его командир Эдмунд Лайонс (Edmund Lyons) предложил местному гарнизону сдаться. Получив отказ, он 11 (23) августа 1854 г. отдал приказ начать обстрел города из орудий, который продолжался около 20 часов. Русские, не имевшие в своем распоряжении ни одной исправной пушки, отвечали ружейным огнем из объя­ того пламенем города. И хотя из защитников города и его жителей никто не погиб, огонь унич­ тожил большую часть построек, сделав его малопригодным для проживания8 и размещения уездной администрации. В России и раньше обращали внимание на социальные и экономические успехи, дос­ тигнутые норвежцами на Севере. Вардё, Вадсё, Гаммерфест, посещаемые русскими действи­ тельно развивались и численность населения в них заметно увеличивалась. Но необустроен- ность, «заброшенность» российского Мурмана стала особенно отчетливо видна после сожже­ ния англичанами Колы. Во второй половине 1850-х гг. несколько норвежских семей изъявило желание посе­ литься на Мурмане9. Это желание нашло поддержку и понимание со стороны Г.А. Мехелина. В донесении, отправленном им в С.-Петербург 8 (20) декабря 1857 г. он писал: «Русская Лапландия, по смежности с норвежской частью оной, сходствует с последней в отношении климата, населения и средств к жизни (...). Норвежская Лапландия, или Финмаркен граничит к востоку с Россией. До присоедине­ ния Норвегии к Швеции, тому более 40 лет, эта часть Лапландии находилась, по слабому управ­ лению Дании, в совершенном упадке. Города Вардё и Вадсё, лишенные капиталов и промыш­ ленников, которые бы умели пользоваться выгодой и богатствами, доставляемыми морем, со­ стояли в это время из бедных хижин, обитателям которых совершенно не известны были удоб­ ства жизни, промышленная деятельность. Тем не менее, для преображения этой страны доста­ 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz