Давыдов Р. А. Крымская война… в Арктике. Оборона города Колы в 1854 году // Военно-исторический журнал. - 2016. - № 5. - С. 59–66.
Э.М. Лайонс Литография из кн.: Clowes И/. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. In 7 volumes. Vol. VI. London, 1901 уместно привести почти дослов но**. «В середине августа капитан Омманей послал “ Миранду” обследовать Колу. Это было место значитель ной политической важности, поскольку являлось столицей русской Лапландии; оно было сильно укреплено и защищено гарнизоном. Капитан Омманей, несомненно, ожидал от капи тана Лайонса, что тот проведёт лишь разведку на шлюпках, так как Кола лежала на тридцать миль вверх по небольшой реке того же названия21, в которую ранее большие суда не проника ли. Капитан Лайонс, однако, не захотел ограничиваться одной лишь разведкой, если можно было сделать большее. И хотя длина “ Миранды” была около 220 футов, а осадка — 15 футов, он решил провести её вверх по реке. Для человека, настроенно го не замечать невозможного, невозможное не существует. Послав две шлюпки вперёд, чтобы измерять глубину, он на короткой дистанции следовал за ними. Во многих местах река была настолько узкой и берега настолько крутыми, что хоро шо размещённая там батарея могла бы поразить любое судно; но поскольку враг никогда и не * * Перевод с английского автора статьи. мечтал о необходимости такой защиты22, дерзкое судно через день оказалось в пределах двух миль от города. На следующее утро ка пи тан Лайонс изучил Колу и её оборонительные сооружения с вершины мачты. Увидев хоро шо защищённую частоколом батарею и возвышающиеся над рекой постройки с бойницами для ружейного огня, он решил не использовать для атаки шлюп ки, а подвести корвет к городу. Так началось плавание по реке, настолько трудное из-за её есте ственной извилистости и силь ных течений, что за целый день удалось продвинуться лишь на одну и три четверти мили. Но без решительности и настойчи вости его капитана, превосход но поддерживаемого рвением команды, даже этот результат не мог бы быть достигнут. Однако когда судно встало на якорь в пяти сотнях ярдов от города23, дело было фактически сделано»24. Получилось в итоге, что коман дир бри танской эскадры и архангельский военный губерна тор ожидали развития военных действий у Колы по сценарию: британский десант на шлюпках должен был подойти к Коле, а кольский гарнизон должен был его ждать. На этот раз Эдмунд Лайонс использовал шлюпки не для разведки, а для безопасной проводки парохода по незна комому фарватеру к «столице русской Лапландии» на расстоя ние ружейного выстрела. В изложении лейтенанта Бруннера появление парохода «Миранда» у Колы явилось для гарнизона и жителей неожи данным. «Августа 9 -го дня в 10 часов утра с очистившимся туманом, — сообщал он в рапор те, — открылся в расстоянии 8-ми вёрст от Колы медленно идущий военный трёхмачто вый винтовой пароход. Выйдя из-за Елова мыса и придя на расстояние полторы версты от города, он поднял английский флаг и, по-видимому, пригото вился к бою: спустил брам-реи и выдвинул орудия. Между тем шлюпки его делали вблизи его промер, а вооружённый баркас завладел стоявшею между ним [пароходом] и городом ранши- ной (выведена была она на то место по распоряжению госпо дина городничего по причине зловония груза — испортившей ся трески). К вечеру пароход отошёл за Епов мыс, и шлюпки последова ли за ним. Утром 10-го числа шлюпки продолжали вне наших выстре лов делать промер, ставили бакены и раншину отвели на фарватер, вероятно, для бере гового створа25. В 8-м часу вечера по сигналу со шлюпки пароход вышел из-за Елова мыса и, поднявши белый флаг, стал на якорь в 200-х саже нях от города, против соляно го магазина, где построен был нами бруствер (в тот день толь ко что оконченный) и постав лено древнее орудие. Вскоре с парохода была послана к бере гу под белым флагом шлюпка с письменным требованием сдачи города и гарнизона военноплен ными. На это требование был дан словесный отказ»26. В рапорте, составленном Бруннером архан гельскому военному губернатору вскоре после боя у Колы, не говорится, где и кем был дан «словесный отказ» англичанам на требова ние сдаться. Однако в другом документе, сохранившемся в Российском государственном архиве Военно-морского флота, содержатся более подробные сведения***. Шлюпка, направлявшаяся от английского парохода к горо ду, была встречена на полови не пути кольскими жителями, также бывшими на небольшом гребном судне. Из объяснений, данных им на ломаном русском языке, они поняли лишь, что на шлюпке есть конверт, который следует передать «начальни ку города» или кому-либо, кто говорит на иностранных языках. Узнав об этом, лейтенант Брун нер, переодевшись в штатское, под видом секретаря город ничего подъехал к английской шлюпке и принял приглашение пообщаться лично с команди ром «Миранды». Несмотря на вежливую встречу (Э.М. Лайонс пригласил А.М. Бруннера в свою каюту), разговор, который вёлся *** Впервые отечественную историогра фию пополнила исследованием этого докумен та архангельский историк Н.А. Карбаснико- ва. 6Z № 5 -2016 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz