Давыдов Р. А. Крымская война… в Арктике. Оборона города Колы в 1854 году // Военно-исторический журнал. - 2016. - № 5. - С. 59–66.

Э.М. Лайонс Литография из кн.: Clowes И/. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. In 7 volumes. Vol. VI. London, 1901 уместно привести почти дослов­ но**. «В середине августа капитан Омманей послал “ Миранду” обследовать Колу. Это было место значитель­ ной политической важности, поскольку являлось столицей русской Лапландии; оно было сильно укреплено и защищено гарнизоном. Капитан Омманей, несомненно, ожидал от капи­ тана Лайонса, что тот проведёт лишь разведку на шлюпках, так как Кола лежала на тридцать миль вверх по небольшой реке того же названия21, в которую ранее большие суда не проника­ ли. Капитан Лайонс, однако, не захотел ограничиваться одной лишь разведкой, если можно было сделать большее. И хотя длина “ Миранды” была около 220 футов, а осадка — 15 футов, он решил провести её вверх по реке. Для человека, настроенно­ го не замечать невозможного, невозможное не существует. Послав две шлюпки вперёд, чтобы измерять глубину, он на короткой дистанции следовал за ними. Во многих местах река была настолько узкой и берега настолько крутыми, что хоро­ шо размещённая там батарея могла бы поразить любое судно; но поскольку враг никогда и не * * Перевод с английского автора статьи. мечтал о необходимости такой защиты22, дерзкое судно через день оказалось в пределах двух миль от города. На следующее утро ка пи ­ тан Лайонс изучил Колу и её оборонительные сооружения с вершины мачты. Увидев хоро­ шо защищённую частоколом батарею и возвышающиеся над рекой постройки с бойницами для ружейного огня, он решил не использовать для атаки шлюп­ ки, а подвести корвет к городу. Так началось плавание по реке, настолько трудное из-за её есте­ ственной извилистости и силь­ ных течений, что за целый день удалось продвинуться лишь на одну и три четверти мили. Но без решительности и настойчи­ вости его капитана, превосход­ но поддерживаемого рвением команды, даже этот результат не мог бы быть достигнут. Однако когда судно встало на якорь в пяти сотнях ярдов от города23, дело было фактически сделано»24. Получилось в итоге, что коман­ дир бри танской эскадры и архангельский военный губерна­ тор ожидали развития военных действий у Колы по сценарию: британский десант на шлюпках должен был подойти к Коле, а кольский гарнизон должен был его ждать. На этот раз Эдмунд Лайонс использовал шлюпки не для разведки, а для безопасной проводки парохода по незна­ комому фарватеру к «столице русской Лапландии» на расстоя­ ние ружейного выстрела. В изложении лейтенанта Бруннера появление парохода «Миранда» у Колы явилось для гарнизона и жителей неожи­ данным. «Августа 9 -го дня в 10 часов утра с очистившимся туманом, — сообщал он в рапор­ те, — открылся в расстоянии 8-ми вёрст от Колы медленно идущий военный трёхмачто­ вый винтовой пароход. Выйдя из-за Елова мыса и придя на расстояние полторы версты от города, он поднял английский флаг и, по-видимому, пригото­ вился к бою: спустил брам-реи и выдвинул орудия. Между тем шлюпки его делали вблизи его промер, а вооружённый баркас завладел стоявшею между ним [пароходом] и городом ранши- ной (выведена была она на то место по распоряжению госпо­ дина городничего по причине зловония груза — испортившей­ ся трески). К вечеру пароход отошёл за Епов мыс, и шлюпки последова­ ли за ним. Утром 10-го числа шлюпки продолжали вне наших выстре­ лов делать промер, ставили бакены и раншину отвели на фарватер, вероятно, для бере­ гового створа25. В 8-м часу вечера по сигналу со шлюпки пароход вышел из-за Елова мыса и, поднявши белый флаг, стал на якорь в 200-х саже­ нях от города, против соляно­ го магазина, где построен был нами бруствер (в тот день толь­ ко что оконченный) и постав­ лено древнее орудие. Вскоре с парохода была послана к бере­ гу под белым флагом шлюпка с письменным требованием сдачи города и гарнизона военноплен­ ными. На это требование был дан словесный отказ»26. В рапорте, составленном Бруннером архан гельскому военному губернатору вскоре после боя у Колы, не говорится, где и кем был дан «словесный отказ» англичанам на требова­ ние сдаться. Однако в другом документе, сохранившемся в Российском государственном архиве Военно-морского флота, содержатся более подробные сведения***. Шлюпка, направлявшаяся от английского парохода к горо­ ду, была встречена на полови­ не пути кольскими жителями, также бывшими на небольшом гребном судне. Из объяснений, данных им на ломаном русском языке, они поняли лишь, что на шлюпке есть конверт, который следует передать «начальни­ ку города» или кому-либо, кто говорит на иностранных языках. Узнав об этом, лейтенант Брун­ нер, переодевшись в штатское, под видом секретаря город ­ ничего подъехал к английской шлюпке и принял приглашение пообщаться лично с команди­ ром «Миранды». Несмотря на вежливую встречу (Э.М. Лайонс пригласил А.М. Бруннера в свою каюту), разговор, который вёлся *** Впервые отечественную историогра­ фию пополнила исследованием этого докумен­ та архангельский историк Н.А. Карбаснико- ва. 6Z № 5 -2016 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz