Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч Второй тип промыслового судна - упомянутая норвежская «ёла» , употребляемая, главным образом, на тресковом промысле. Она отлича­ ется значительной килеватостью, правильностью форм и почти верти­ кальным форштевнем, благодаря чему она сравнительно легка на ходу и под парусами и на веслах. При сравнении шняки с ёлой, которая, кстати сказать, вытесняется в Норвегии моторными судами, невольно замечаешь разницу культуры населения побережья русского и норвежского: безграмотное помор­ ское население, расходуя на судно массу материала, делает его неу­ клюжим и тяжёлым, тогда как норвежцы, прошедшие шестиклассную школу и знакомые с основами геометрии, строят сравнительно кра­ сивое, легкое судно правильной формы. Морские качества норвежских судов признают сами наши промыш­ ленники. Они признают, что ёла легче идет под парусом и на веслах, что она очень удобна для команды, которая всегда может обогреться и обсушиться в каюте и приготовить себе теплую пищу. Однако, при­ знавая положительные стороны «ёлы», наши промышленники находят, что благодаря тонким стенкам, она представляет некоторую опасность во время шторма. Впрочем, поморы и сами не отрицают, что они - далеко не такие опытные моряки, как норвежцы, которые управляют своей ёлой во всякую погоду и выезжают на промысел даже тогда, когда помор не рискнет выйти в море» \ Исходя из процитированных выше публикаций и других доступных нам источников, можно сделать следующие обобщения от сравнения традиционных русских шняк и усиленно «прививавшихся» в 1860-х гг. норвежских ёл. Ела, благодаря своему парусному вооружению (преимущественно косые, а не прямые паруса), при движении могла лавировать. Ёла также была более лёгкой, по сравнению со шнякой, что облегчало ра­ боту гребцам при движении на веслах. Наличие у ёлы каюты в корме, нередко отапливаемой, создавало более комфортные условия для ко­ манды, в сравнении с командою шняки. Но преимущества ёл над шня- ками становились далеко не очевидными с учетом условий эксплуатации их у русских берегов и с учетом особенностей техники ведения про­ мыслов русскими. Там же. С. 268. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz