Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч Дело в том, что темы невежества и пьянства поморов были излю бленными темами в газетных корреспонденциях и изданных записках туристов конца XIX - начала XX вв. Да, на Мурмане крепкие напитки употребляли и употребляли их много 1. Да, условия труда и быта ры баков были крайне тяжелыми. И, конечно, мало с кем из рыбаков путе шествующий интеллигент мог поговорить о политике, литературе или искусстве. И как-то так сложилось, что написать о Мурмане, дежурно не упомянув «косности и невежества» поморов, стало почти невоз можно. Можно привести немало примеров малокомпетентных и тенден циозных оценок, данных в российской прессе поморам и используемым ими на промыслах судам. Мы ограничимся одним, зато, возможно наи более показательным примером такого рода. О норвежских ёлах в сравнении их с русскими шняками незадолго до начала Первой мировой войны писала Мария Павловна Благовещен ская, в девичестве Аршаулова - писатель и переводчик, известная всем, кто занимается историей и литературой скандинавских стран. Детство и юность М. П. Благовещенской прошли в Великом княжестве Фин ляндском, в Гельсингфорсе, где ее отец был директором гимназии. Ис следователи ее творчества отмечают, что она «превосходно владела английским, датским, немецким, норвежским, финским и французскими языками» 2. Впоследствии она немало путешествовала по Скандинавии и с увлечением общалась с местными писателями и интеллектуальной Боднарук Р. В., Давыдов Р. А. Алкоголь как инструмент экономической экспансии (в контексте российско-норвежских отношений XIX - нач. XX вв.) / / Материалы II между народной научно-практической конференции «Алкоголизм и наркомания в Евро-Арктиче- ском Баренц-регионе» 28 ноября - 1 декабря 1996 г. Архангельск, 1996. С. 13-17; Бодна рук Р. В., Давыдов Р. А., Попов Г. П. Норвежский ром или русская водка? (Из исторического опыта административного регулирования продажи и потребления спиртных напитков) / / Экология человека. 1997. № 2. С. 80-85; Орехова Е. А., Давыдов Р. А. Норвежский ром на Русском Севере во второй половине XIX в. / / Питейное дело и трезвенническое дви жение в России с древнейших времен до наших дней: сборник материалов Международ ной научной конференции (Санкт-Петербург, 28-30 июня 2021 г.) / редактор-составитель А. И. Раздорский. СПб; М.: Старая Басманная, 2022. С. 283-291. Подробнее о М. П. Благовещенской см.: Файнштейн М. Ш. Из истории рус- ско-скандинавских литературных связей: М. П. Благовещенская / / Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женско го движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское об щество, 2001. С. 137-143; Александров А. С. Из истории подготовки собрания сочинений К. Гамсуна в издательстве «Товарищество А. Ф. Маркс» / / Русская литература. 2016. № 2. С. 152-157. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz