Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д е ГЕБЯННЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА ТИПА « Ё Л А " н а Р у с с к о м С е в е р е ( 1860 -с - н а ч а л о 1 9 2 0 -х гг.) 120 пуд., 2) ёла - отрин, для четырех промышленников, поднимающая до 200-250 пудов, и 3) фембурин - большая ёла на 350-450 пудов груза. Это легкие норвежской постройки суда из пиленых досок на же лезных заклепках. Обыкновенная ёла и отрин вооружены одной мачтой с прямым парусом; фембурин же - двумя мачтами, с бушпритом и ко сыми парусами. Отрин у колонистов из финляндцев вооружен косыми парусами ’. Отрины и фембурины имеют в корме отапливаемые каюты. Обыкновенная ёла употребляется для прибрежного промысла, ярусного и удебного, вместо тройника и карбаса. Отрин по своим размерам за меняет шняку на дальнем промысле; по легкости же своей с удобством употребляется и для прибрежного плавания. Фембурины употребля ются почти исключительно финляндцами, как для прибрежного, так и дальнего промысла, и притом не только для трескогового, но иногда и для акульего, причем выметывание и поднятие яруса производится при помощи подъездка (маленькой шлюпки). Ёла, хотя по прочности не может считаться хорошим промысловым судном, благодаря легкости и другим удобствам постепенно входит в употребление, пользуясь симпатиями промышленника. Этому распро странению немало способствует как то обстоятельство, что со времени введения прямых пароходных сообщений между Поморьем и Мур- маном, поморы совсем перестали переходить на Мурман и обратно на своих шняках, так и дешевизна подержанных норвежских ёл, ко торые поморы нашли удобными для своих промыслов; вследствие этого постройка шняк стала сокращаться, как в Поморье, так и в Коле» 2. На одно из приведенных выше замечаний Л. Брейтфуса хотелось бы обратить особое внимание. Л. Брейтфус сначала перечислил несколько абсолютно рациональных причин, по которым поморы на Мурмане предпочитали использовать традиционные шняки вместо норвежских ёл. А потом он посчитал нужным уточнить, что всё это так и есть «во преки обычным указаниям, в этом случае, на косность и невежество по- мора-рыбака». Зачем это уточнение и что это за «обычные указания» на «косность и невежество» поморов? О парусном вооружении ёл различных размеров данные в источниках и лите ратуре неоднозначные. Вопреки распространенном)7мнению о преимущественно косых парусах на ёлах, на фотографиях конца XLX-XX вв. можно видеть и прямые паруса. Что подтверждается также приводимой здесь цитатой Л. Брейтфуса. Брейтфус Л. О промысловых судах для Мурмана... С. 3. 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz