Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.
Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч Ил. 2. Чертеж беломорской шняки. Источник: Козлов М. Беломорская шняка / / Русское судоходство. 1898. № 192-193. С. 101 В своей записке Л.Л. Брейтфус охарактеризовал шняку («старый, мурманский тип» промыслового судна) и ёлу или «норландсбот» - ос новные типы промысловых судов, используемых на Мурмане, отметив их положительные и отрицательные качества, заодно сравнив их друг с другом. По наблюдению Л. Л. Брейтфуса, в начале XX в. шняки состав ляли половину всех промысловых судов Мурмана. Количество ёл было меньше, но постепенно увеличивалось: их привозили из соседнего нор вежского Финнмарка с каждым годом «всё более и более». Эти ёлы в массе своей были подержанными, а потому дешевыми: ёлу вместе с парусами можно было приобрести за 40-50 рублей, что и привлекало малоимущих и нетребовательных поморов \ Ниже мы приведем с некоторыми сокращениями две объемных ци таты из записки Л. Брейтфуса. Вот что писал Л. Л. Брейтфус про шняку: « ІТТняка, несмотря на то, что представляет собой самое распространенное промысловое судно, в сущности неудобна как для плавания в море, так и для промысла. Она тяжела для хода на веслах, за отсутствием косых парусов неудобна для лавировки, не имеет отапливаемой каюты и, главное, не имеет па лубы, ни постоянной, ни разборной. Положительные ее качества - дешевизна и значительная прочность толстой обшивки, что имеет большое значение в тех условиях, в каких промышленники держат 1 Там же. С. 1. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz