Давыдов Р. А. Деревянные парусные суда типа «ёла» на Русском Севере (1860-е – начало 1920-х гг.) // Север в истории и культуре России. Духовное наследие и традиции : Пятнадцатые Феодоритовские чтения : материалы историко-краеведческой конференции / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). – Апатиты : Издательство Кольского научного центра, 2023. – С. 76–114.

Д а в ы д о в Р у с л а н А л е к с а н д р о в и ч Ил. 2. Чертеж беломорской шняки. Источник: Козлов М. Беломорская шняка / / Русское судоходство. 1898. № 192-193. С. 101 В своей записке Л.Л. Брейтфус охарактеризовал шняку («старый, мурманский тип» промыслового судна) и ёлу или «норландсбот» - ос­ новные типы промысловых судов, используемых на Мурмане, отметив их положительные и отрицательные качества, заодно сравнив их друг с другом. По наблюдению Л. Л. Брейтфуса, в начале XX в. шняки состав­ ляли половину всех промысловых судов Мурмана. Количество ёл было меньше, но постепенно увеличивалось: их привозили из соседнего нор­ вежского Финнмарка с каждым годом «всё более и более». Эти ёлы в массе своей были подержанными, а потому дешевыми: ёлу вместе с парусами можно было приобрести за 40-50 рублей, что и привлекало малоимущих и нетребовательных поморов \ Ниже мы приведем с некоторыми сокращениями две объемных ци­ таты из записки Л. Брейтфуса. Вот что писал Л. Л. Брейтфус про шняку: « ІТТняка, несмотря на то, что представляет собой самое распространенное промысловое судно, в сущности неудобна как для плавания в море, так и для промысла. Она тяжела для хода на веслах, за отсутствием косых парусов неудобна для лавировки, не имеет отапливаемой каюты и, главное, не имеет па­ лубы, ни постоянной, ни разборной. Положительные ее качества - дешевизна и значительная прочность толстой обшивки, что имеет большое значение в тех условиях, в каких промышленники держат 1 Там же. С. 1. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz