Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

меньшей длины и водоизмещения — от касаток к ёлам. Причем ёлы следовало строить «серийным порядком». Илл. 26. Стапеля мелкого флота. Общий вид закладки ёл на стапелях и детали кильблоков. Чертеж Архангельской верфи Главрыбосудостроя НКРП-СССР № 216. 18 июня 1943 г. Цифровая копия чертежа выполнена в рамках Президентского гран­ та № 21-2-006889 «Цифровой архив Соломбальской судостроитель­ ной верфи». Чертеж находится в открытом бесплатном доступе. URL: https://archive.seapractic.ru/archive/201-260/216_StapeLyaMeLkogoFLota_ ObschiyVidZakLadkiEL_DetaLiKiLbLokov_1943.tif (дата обращения 03.03.2024) Но что имелось в виду под «первой партией переселенцев» и «вто­ рым набором в школу ФЗО»? Потребуется время, чтобы выяснить это в подробностях. Вделах верфи информации об этом мною не выявлено. Предварительные консультации с коллегами пока не дали конкретных результатов. Одни категорично утверждали, что, вероятнее всего, это были ссыльнопоселенцы. Другие возражали, что трудовая миграция в годы войны была массовой и не связанной с репрессиями. Пересе­ ления были обусловлены не только эвакуацией предприятий с запада на восток страны, но и производственной необходимостью —для фор­ сированного развития отдельных отраслей промышленности в тех ре­ гионах, где катастрофически не хватало местных кадров. Евгений Викторович Шкаруба сообщил, что ему доводилось слы­ шать рассказы ветеранов о том, что этими «переселенцами» называли сельских жителей Архангельской области, которые направлялись на ра­ 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz