Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
флоту 49 рыболовных траулеров; еще 7 погибли в результате налетов вражеской авиации и атак подводных лодок противника194. Большая часть переданных Северному флоту траулеров была перео борудована в сторожевые корабли (СКР), тральщики (ТЩ). Уже в 1941 г., в первые месяцы войны, они стали нести дозорную и конвойную служ бу, приняли участие в боях и понесли потери. Рыболовный траулер РТ-102 «Валерий Чкалов» после вооружения двумя 76-мм орудиями и двумя пулеметами стал СКР «Пассат». 13 июля 1941 г. прикрывая суда ЭПРОНа «Кумжа» и «Молотов», вступил в нерав ный бой с немецкими эсминцами и погиб, не спустив флаг. Из всей его команды удалось спастись лишь двум морякам. Рыболовный траулер РТ-10 «Лебедка», после вооружения стал СКР «Туман». 10 августа 1941 г. на линии мыс Цып-Наволок —остров Киль- дин вступил в неравный бой с немецкими эсминцами у о. Кильдин и погиб, не спустив флаг. Командир и 14 членов команды погибли, спасе ны 37 человек. Рыболовный траулер РТ-64 «Северный полюс» после вооружения стал СКР «Бриз». 25 ноября 1941 г. при несении дозора на линии мыс Святой Нос —мыс Канин Нос обнаружил, обстрелял и таранил немец кую подводную лодку. Как выяснилось впоследствии, поврежденной лодке все-таки удалось вернуться на базу195. Всего же за годы Великой Отечественной войны рыбопромысловый флот на Севере потерял в результате боевых действий противника бо лее 30 судов196. Часть судов тралового флота по-прежнему продолжала вести про мыслы в арктических морях. Чтобы минимизировать риски быть обна руженными противником соблюдался режим радиомолчания, работы велись зачастую в темное время суток197. Мобилизация судов тралового флота и моряков, работавших на них, а также работа оставшихся траулеров в сложных и опасных условиях военного времени, привела к сокращению уловов. Однако обеспечение продовольствием (с нашем случае —рыбой) фронта и тыла воюющей страны было задачей первостепенной важности. Поэтому ведомства, 194 Полные списки этих судов опубликованы: Развитие рыбной промышленности Мурманской области. 1920-1985: Сборник документов и материалов в 2-х томах. Т. 1. 1920-1945 / Сост. Н.Н. Галактионова, К.С. Задворная, Г.Ф. Клочкова и др. Редколлегия: М.И. Каргин (гл. ред.) и др.; Авт. вступ. Статьи А.А. Киселев. Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1986. С. 212-213. 195 Принято считать, что это была U 578. Менее чем через год она пропала без вести со всем экипажем в августе 1942 г. в Бискайском заливе. 196 Список погибших судов с кратким указанием причин их гибели приводится в кн.: Геор ги В.С. Тралфлот / Под ред. А.Н. Якунина. Херсон, 2014. В литературе ссылки на данную книгу приводятся по-разному. Например, так: Тралфлот. Первая книга из цикла «Севрыба». Из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / автор-составитель В.С. Георги; под ред. А.Н. Якунина. Херсон, 2014. 197 Подробнее см.: Киселев А.А, Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота (1920 1970). Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1973. С. 140-160; Георги В.С. Тралф лот / Под ред. А.Н. Якунина. Херсон, 2014. С. 295-362. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz