Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
Александр Кучин числился там заведующим, а мастером-строителем стал Недугов Ефим Иванович, который совсем не знал грамоты, вместо подписи ставил крестики, но в работе своей успевал достаточно. Мо торы заказали в Петрозаводске, на Онежском заводе. Установили цены на готовую продукцию. Парусно-моторную ёлу с двигателем Онежского завода продавали за 1750 рублей, парусную —за 1150. Сохранился акт от 27 октября 1926 года, по которому мастер Недугов сдал Кучину гото вую ёлу под №6: значит, летом постройка судов шла и под открытым небом. В сарае бы шесть штук за это время сделать не удалось171. Однако в последующие годы разнообразные трудности стали пре следовать энтузиастов одна за другой. Новые пайщики в товарищество вступать не спешили; работа верфи оказалась убыточной. Качество устанавливаемых на суда двигателей Онежского завода оказалось не высоким, что вызывало законное недовольство покупателей и сделало строившимся судам антирекламу. По состоянию на 31 декабря 1928 г. были построены, но не распрода ны два бота без мотора и один с мотором, карбас с мотором, три шлюпки и три ёлы. Ёлы были обозначены в документах номерами (№№ 3, 6, 7); все они были 1927 г. постройки, имели двигатели мощностью в 4,5 л.с. и стоили по 1750 р. каждая172. В 1928-1929 гг. дела верфи продолжали ухудшаться. Вдобавок ко все му случилась неприятная история. Один предприимчивый молодой человек 26 лет от роду представился инженером и взялся подготовить чертежи с сопутствующей документацией для строительства неболь шого лесопильного завода для верфи. Потом оказалось, что диплома инженера у него не было, а вместо завода со специфичными для зда ния такого рода требованиями к нему, он возвел обычный сарай. Лже- инженера судили и приговорили к двум с половиной годам лишения свободы; освободился он досрочно по амнистии в честь десятилетнего юбилея Октябрьской революции. В 1929 г. работы на верфи были остановлены. Была проведена ин вентаризация и назначена ликвидационная комиссия. По данным В.П. Смирнова (Семенова), всего за время существования верфь Това рищества промыслового судостроения изготовила 37 ёл, 13 ботов и не которое количество ещё более «мелкой посуды»173. 1929 год Иосифом Виссарионовичем Сталиным был назван «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»174. Применительно к деревянному судостроению на Мурмане запоминающееся словосочетание «великий перелом» было вполне справедливо, с поправкой на его отраслевой и региональный масштаб. Постройки и имущество разорившейся верфи Товарище ства промыслового судостроения были переданы только что создан 171 Там же. С. 41. 172 Там же. С. 42. 173 Там же. С. 43. 174 Сталин И.В. Год великого перелома: К XII годовщине Октября // Правда. 1929. 7 ноября. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz