Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Александр Кучин числился там заведующим, а мастером-строителем стал Недугов Ефим Иванович, который совсем не знал грамоты, вместо подписи ставил крестики, но в работе своей успевал достаточно. Мо­ торы заказали в Петрозаводске, на Онежском заводе. Установили цены на готовую продукцию. Парусно-моторную ёлу с двигателем Онежского завода продавали за 1750 рублей, парусную —за 1150. Сохранился акт от 27 октября 1926 года, по которому мастер Недугов сдал Кучину гото­ вую ёлу под №6: значит, летом постройка судов шла и под открытым небом. В сарае бы шесть штук за это время сделать не удалось171. Однако в последующие годы разнообразные трудности стали пре­ следовать энтузиастов одна за другой. Новые пайщики в товарищество вступать не спешили; работа верфи оказалась убыточной. Качество устанавливаемых на суда двигателей Онежского завода оказалось не­ высоким, что вызывало законное недовольство покупателей и сделало строившимся судам антирекламу. По состоянию на 31 декабря 1928 г. были построены, но не распрода­ ны два бота без мотора и один с мотором, карбас с мотором, три шлюпки и три ёлы. Ёлы были обозначены в документах номерами (№№ 3, 6, 7); все они были 1927 г. постройки, имели двигатели мощностью в 4,5 л.с. и стоили по 1750 р. каждая172. В 1928-1929 гг. дела верфи продолжали ухудшаться. Вдобавок ко все­ му случилась неприятная история. Один предприимчивый молодой человек 26 лет от роду представился инженером и взялся подготовить чертежи с сопутствующей документацией для строительства неболь­ шого лесопильного завода для верфи. Потом оказалось, что диплома инженера у него не было, а вместо завода со специфичными для зда­ ния такого рода требованиями к нему, он возвел обычный сарай. Лже- инженера судили и приговорили к двум с половиной годам лишения свободы; освободился он досрочно по амнистии в честь десятилетнего юбилея Октябрьской революции. В 1929 г. работы на верфи были остановлены. Была проведена ин­ вентаризация и назначена ликвидационная комиссия. По данным В.П. Смирнова (Семенова), всего за время существования верфь Това­ рищества промыслового судостроения изготовила 37 ёл, 13 ботов и не­ которое количество ещё более «мелкой посуды»173. 1929 год Иосифом Виссарионовичем Сталиным был назван «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства»174. Применительно к деревянному судостроению на Мурмане запоминающееся словосочетание «великий перелом» было вполне справедливо, с поправкой на его отраслевой и региональный масштаб. Постройки и имущество разорившейся верфи Товарище­ ства промыслового судостроения были переданы только что создан­ 171 Там же. С. 41. 172 Там же. С. 42. 173 Там же. С. 43. 174 Сталин И.В. Год великого перелома: К XII годовщине Октября // Правда. 1929. 7 ноября. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz