Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
«Острая нужда ловцов в промысловых лодках на Мурмане вполне определилась, что отражается и на количестве промысла трески и вы нуждает исконных ловцов бросать рыбное дело на Мурмане и искать другого вида средства к существованию. Ёла —привычный для поморов и достаточно практичный тип про мысловой лодки прибрежного типа (для выезда в море до 30 верст от бе рега) и по своей стоимости, примерно 650-700 руб. штука, доступна для выкупа в рассрочку. Севкорыба берет на себя организацию постройки ел и передачу их ловцам по фактической себестоимости исключительно ради увеличе ния уловов на Мурмане и тем самым обеспечения потребителя русской рыбой. Постройка ел продлится в течение зимы, предположено построить не менее двадцати, из коих две уже заказаны и еще на восемь заготов ляются материалы. Деревянные работы по первым двум елам будут за кончены в течение полутора месяцев. Окраска и оснастка откладывает ся на весну. Передача ел ловцам намечается приблизительно на следующих условиях: В июне 1924 года, при получении елы, ловец уплачивает 20 % ее сто имости, в сентябре, после сезона, еще 30 %, остальные отсрочиваются по 1-е августа 1925 года. Подробные условия передачи ел ловцам, под которые будет выдан кредит Сельскохозяйственного банка, будут согласованы с банком. Указанный период времени, необходимый для возврата затрат на елы, вынуждает Севкорыбу просить о кредите в размерах трех четвер тей фактических расходов Севкорыбы на это дело, а одну четверть Сев корыба примет на себя. На сооружение первой серии 10 шт. ел потребуется затрат 700 х 10 = 7.000 руб. Одна четверть на счете Севкорыбы = 1.750. Необходимый кредит 5.250 руб. Из коих Севкорыба просит выдать теперь же 400 червонцев (четы реста червонцев). (...). Неся на себе весь риск и организационные усилия, Севкорыба на деется, что кредит на эту весьма важную для губернии задачу будет дан на льготных условиях и возможно низкого процента. Тем более, что организацией постройки ел решаются два вопроса первостепен ной важности: 1) увеличивается число и качество промысловой по суды на Мурмане и 2) ставится впервые производство ел в Республике (в Архангельской губернии), т.к. прежде н/ловцы покупали елы у нор вежцев. В ближайшем будущем предположено организовать постройку ел со снабжением их моторами, также внутрироссийского производства»163. 163 Там же. Л. 67-67 об. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz