Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

ластроикн ПРОМЫСЛОВАЯ МОТОРНО-ПЙРѴСНЙЯ ЁЛА ЧЕРТЕЖ КОНСТРУКТИВНЫЙ — . . ■0.4. жУгвгржаягс/ Іpinpoint Илл. 22 . Промыслово-парусная ёла «Г». Чертеж конструктивный. ГААО. Фотодокументы. 3-14. Здесь публикуется не сам чертеж, а его фотокопия, датируемая 1926 г. В правом нижнем углу имеются надписи: «Проектировал для Севкорыбы тех. суд. Г. Крамаренко»; «Чертеж утверждается для постройки». Это единственный из известных чертежей ёл, строившихся по проектам Г.Г. Крамаренко для Севкорыбы в середине 1920-х гг. Можно с осторож­ ностью предположить, что литера «Г» означает «Грузовая». Такое пред­ назначение ёлы косвенно подтверждается ее увеличенной шириной, в сравнении с ёлами, которые можно видеть на фотографиях конца X IX - начала XX вв., и, соответственно, большим водоизмещением и большей грузоподъемностью в сравнении с обычными ёлами такой же длины. Подтвердить или опровергнуть это предположение можно лишь выявив дополнительную документацию, связанную с данным чертежом, а также другие чертежи. Заявленные на чертеже размеры ёлы «Г»: длина наибольшая - 9,1 м; ширина - 2,5 ; высота борта - 0,96 м; осадка наибольшая - 0,67 м. За­ явленная грузоподъемность - до 300 пуд. или 4,3 т.161 Спрос ловцов на указанный именно тип судов и в количестве 50 штук не вызывает никаких сомнений даже и без поддержки Сельхоз. банка, лишь при рассрочке оплаты на два сезона»162. Из письма Правления Севкорыбы в Архангельское отделение Север­ ного сельскохозяйственного банка: 161 300 пуд равняются 4914,15 кг, т.е. с округлением до десятых тонны - 4,9 т., а не 4,3 т, как указано на чертеже. 162 ГААО. Ф. р-661. Оп. 1. Д. 43. Л. 6 8 -68 об. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz