Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Наличие высокой пошлины на ввозимую из Норвегии треску (1 р. 50 к. с пуда) даже при относительно высокой у нас цене на соль и снятие монополии Главрыбы, ставит мурманского ловца в доволь­ но благоприятные условия. Тяга ловецких рабочих рук на Мурман уже достаточно определилась и, по-видимому, из года в год число ловцов там будет расти. Вместе с тем выяснился острый недостаток числа про­ мысловых лодок, пришедших за годы разрухи в ветхость и негодность. Все это вызывает необходимость приступить к воссозданию ловецкого флота на Мурмане. О том, какой флот создавать, на каких началах его эксплуатировать, в какое положение поставить ловца - говорилось, писалось по сию пору очень много. Даже сделано кое-что. Так, Муробластрыба приобрела флотилию мотор-ботов в Норвегии, Архобластрыба построила до десятка ботов в Архангельске. Боты эти сдаются в аренду ловцам на условиях маловыгодных для обеих сторон. Дело в том, что мотор-бот —сооружение довольно дорогое, что вви­ ду краткости сезона эксплуатации, отсутствия ремонтных мастерских и даже гаваней-убежищ требует накладных расходов, которые тяжело ложатся на эксплуатацию. За последние годы даже норвежцы (северных округов), где и капи­ тал стоит дешевле, и сезон лова продолжительнее, начали вновь воз­ вращаться к нордландботу на 2 -3 ловца с маленькими 4-6-сильными керосиновыми двигателями. Эскизный чертеж такого бота (называемого «ёла») при сем прила­ гается. До войны наши мурманские ловцы покупали у норвежцев устаре­ лые и обветшалые парусно-весельные елы за 100-150 руб. штука. Ныне этот тип елу у норвежцев усовершенствован и снабжается двигателем, а елы, купленные нашими ловцами, почти все сгнили или едва держат­ ся (не удивительно, что число аварий на этих елах велико, хотя их мор­ ские качества и превосходны). Севкорыба, идя навстречу назревшей нужде ловца, которому в си­ лах купить или построить елу и не может получить на то кредит (сроком по меньшей мере на два года) и учитывая, что только самостоятельное и сильное предприятие может положить начало постройке промысло­ вых лодок, решила эту постройку поставить своей задачей, тем самым, кредитуя ловца орудиями лова, обеспечить за своими потребителями некоторую долю ловецкой продукции. Севкорыба может организовать сооружение и полное оборудование в течение предстоящего зимнего периода 50 штук парусных ел с тем, чтобы через год постепенно снабдить их моторными двигателями (...). Техническая возможность постройки 50 ел и снабжение их оборудо­ ванием вполне установлена. Распределение построенных ел между ловцами через кредитование последних Сельскохозяйственным банком, за поручительством Севко- рыбы, выясняется и представляется вполне возможным. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz