Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
посредством которых опускают мачту назад. Площадь парусов ел раз мерами от 9 до 12 метров колеблется от 18 до 25 кв. метр. Каюта имеет овальную крышу, крытую дольными досками вгладь или же иногда накройной конструкции. Накройные крыши благодаря своей конструкции и крепкой скрепку не требуют бимсов и непромо каемой покрышки сверху, гладные же держатся на 3 -4 легких бимсах и покрыты толем или же покрашенной и просмоленной парусиной. Вертикальная переборка каюты делается из горизонтальной шпунтов ки и упирается на банку, под которой тоже есть перегородка. Квадрат ная дверца от банки и до самой почти крыши ведет в каюту. По бокам дверцы врезаны маленькие иллюминаторы. В каюте на уровне банки сделаны нары с вырезом у дверец в их ширину и фут на 4 -5 длины. На нарах у переборки на левом борту устанавливается каменка с дымо вой трубой, пропущенной через крышу. Особое внимание обращается на изоляцию каменки от дерева железом и асбестом. Способ постройки и конструкция елы насколько только возможно упрощается с целью удешевления стоимости судна. Киль и штевни ёлы составлены из двух средних размеров частей кокор, распиленных вдоль и составленных на простых замках косого среза сообразно изгибу киля. Штевни также наставлены со сростами повыше грузовой ватерлинии. Для наиболее удобного способа работ первые набои ставятся коротки ми. Этот способ дает то преимущество, что из наиболее узкого и деше вого лесного материала предоставляется возможность сделать ту форму килевой конструкции судна, которая обладает наиболее мореходными качествами. Между досками обшивки прокладывается негниющий мох или же пазы проконопачиваются. Заклепки ставятся на расстоя нии 10-19 с. друг от друга. Большое преимущество дается оцинкован ным заклепкам, не ржавеющим в морской воде. Шпангоуты в обшивке крепятся на деревянные нагеля с шапочками и расклиниваются с вну тренней стороны шпангоута. Этим креплением пренебрегать нельзя, так как при работе ёлы во время промысла всякое дурное крепление, менее крепкое, может не выдержать»147. Согласно опубликованным Г. Крамаренко данным, всего на Мурман ском берегу в 1924 г. было 520 деревянных промысловых судов. Из них парусно-гребных ёл было 380 или 73% от общего количества! Старых шняк, которых ёлы всё-таки почти вытеснили с мурманских промыслов, оставалось там 27 или 5,2 %. Почти столько же было старых карбасов ио- борудованных для промысловых целей малопригодных для этого судов — 26 или 5%. Лишь 86 судов или 16,8% от общего количества были относи тельно новыми парусными и парусно-моторными ботами, среди которых, кстати, было также и четыре ёлы, оборудованных двигателями148. Отметим, что данные, приводимые в публикации Г.Г. Крамаренко за 1924 г., очень сильно отличаются от данных за тот же год, которыми 147 Там же. С. 53-54. 148 Там же. С. 64. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz