Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
«Размеры промысловых ёл колеблются от 9 до 12 метров длиною и от 2 до 2,75 метров шириною. Их килевая конструкция при малой гру зоподъемности дает значительную осадку, что увеличивает их море ходные качества. Тип ёлы, благодаря высоко выдающемуся форштевню, несколько напоминает прежние крупные гребные суда. Характер обво дов острый, скулистый с миделем несколько перенесенным к носу. Конструкция судна легкая, обшивка накройная, состоящая из 6-10 поясов с несколько выдающимся фальшбортом. Шпангоуты ко ренные, поставленные на нагеля со шляпками, расстояние между ними от 1 У до 4-х фут. На расстоянии около трети всей длины от кормы каю та на три человека, на такое же расстояние от носа поставлена съемная мачта, между каютой и мачтой двумя переборками отгорожено грузо вое отделение, где находится ящик с балластом и укладывается рыба. Это отделение бывает длиною по большей части около 7 фут. Между грузовым отделением и каютой находится небольшое место для ру левого (это место называется «собачьей дырой»). Такое же расстояние и со стороны мачты, оно заполняется рыбой как запасное. У форштевня прикреплен деревянный клюз для якорной цепи и несколько далее по перек бортов —утки для крепления цепи. В носовой части телгас силь но приподнят для работ при тяге яруса. Одна пара кочет расположена к носу от мачты фута на 3-4, другая - у «собачьей дыры». Руль у ёлы неширокий, навешен плотно к штевню и управление ру лем чаще всего встречается посредством бокового румпеля с прикре пленным к нему на деревянном шарнире шестом длиною до «собачьей дыры». Встречается также устройство рулевого управления посредством протянутых от руля двух тросов, тросы один раз обвернуты вокруг го ризонтального колеса с желобком, прикрепленного к крыше передней части каюты. К колесу приделана ручка, которой правит рулевой. По от зывам промышленников, большая их часть предпочитает старый и бо лее простой способ управления шестом. Преимущество его заключается в том, что можно одной рукой править, другой же подгребать веслом. Парусное вооружение преимущественно «косое». Совсем недавно еще в районах наших промыслах рыбаки консервативно придержива лись старого прямого паруса, но недостатки его все же заставили пере менить прямой парус на косое вооружение, имеющее за собой больше преимуществ. Гафель делается с тем расчетом, чтобы он поместился между мачтой и каютой, подъем его на мачте около 45о. Встречаются елы с бомом и без бома. Парус к бому крепится лишь концами в отли чие от спортивных судов. На парусе чаще встречается около 2-х рядов рифов. Пара или две вант и форштаг лежат на чиксах, под которыми сквозь мачту пропущен болт с двумя упорными ушами: одним основ ным, другим с другого конца на резьбе. Болт пропущен через мачту продольно судну. Уши служат для гаков блока коренфала и кливерфала. Пик-фал проходит через два блока на мачте на двух бугелях. Форштаг своим нижним концом прикрепляется к рыму, пропущенному через фор штевень пониже клюза, а верхним концом разъединен двумя блоками, 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz