Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

«Размеры промысловых ёл колеблются от 9 до 12 метров длиною и от 2 до 2,75 метров шириною. Их килевая конструкция при малой гру­ зоподъемности дает значительную осадку, что увеличивает их море­ ходные качества. Тип ёлы, благодаря высоко выдающемуся форштевню, несколько напоминает прежние крупные гребные суда. Характер обво­ дов острый, скулистый с миделем несколько перенесенным к носу. Конструкция судна легкая, обшивка накройная, состоящая из 6-10 поясов с несколько выдающимся фальшбортом. Шпангоуты ко­ ренные, поставленные на нагеля со шляпками, расстояние между ними от 1 У до 4-х фут. На расстоянии около трети всей длины от кормы каю­ та на три человека, на такое же расстояние от носа поставлена съемная мачта, между каютой и мачтой двумя переборками отгорожено грузо­ вое отделение, где находится ящик с балластом и укладывается рыба. Это отделение бывает длиною по большей части около 7 фут. Между грузовым отделением и каютой находится небольшое место для ру­ левого (это место называется «собачьей дырой»). Такое же расстояние и со стороны мачты, оно заполняется рыбой как запасное. У форштевня прикреплен деревянный клюз для якорной цепи и несколько далее по­ перек бортов —утки для крепления цепи. В носовой части телгас силь­ но приподнят для работ при тяге яруса. Одна пара кочет расположена к носу от мачты фута на 3-4, другая - у «собачьей дыры». Руль у ёлы неширокий, навешен плотно к штевню и управление ру­ лем чаще всего встречается посредством бокового румпеля с прикре­ пленным к нему на деревянном шарнире шестом длиною до «собачьей дыры». Встречается также устройство рулевого управления посредством протянутых от руля двух тросов, тросы один раз обвернуты вокруг го­ ризонтального колеса с желобком, прикрепленного к крыше передней части каюты. К колесу приделана ручка, которой правит рулевой. По от­ зывам промышленников, большая их часть предпочитает старый и бо­ лее простой способ управления шестом. Преимущество его заключается в том, что можно одной рукой править, другой же подгребать веслом. Парусное вооружение преимущественно «косое». Совсем недавно еще в районах наших промыслах рыбаки консервативно придержива­ лись старого прямого паруса, но недостатки его все же заставили пере­ менить прямой парус на косое вооружение, имеющее за собой больше преимуществ. Гафель делается с тем расчетом, чтобы он поместился между мачтой и каютой, подъем его на мачте около 45о. Встречаются елы с бомом и без бома. Парус к бому крепится лишь концами в отли­ чие от спортивных судов. На парусе чаще встречается около 2-х рядов рифов. Пара или две вант и форштаг лежат на чиксах, под которыми сквозь мачту пропущен болт с двумя упорными ушами: одним основ­ ным, другим с другого конца на резьбе. Болт пропущен через мачту продольно судну. Уши служат для гаков блока коренфала и кливерфала. Пик-фал проходит через два блока на мачте на двух бугелях. Форштаг своим нижним концом прикрепляется к рыму, пропущенному через фор­ штевень пониже клюза, а верхним концом разъединен двумя блоками, 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz