Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
не транспортные суда, а рыболовные, и надеемся дать на зиму макси мум». Однако это заявление тогда оказалось лишь декларацией о на мерениях. Никто ни кому ничего не «дал» в судостроении ни в ближай шую зиму, ни в четыре последующих143. Когда эпоху военного коммунизма в Советской России сменил НЭП, перспективами экономического сотрудничества с молодым государ ством стали активно интересоваться иностранцы. Применительно к Мурману и омывающим Россию арктическим морям, по понятным причинам особый интерес проявляли ближайшие соседи — норвеж цы. Существует множество отечественных публикаций, посвященных норвежским зверобойным концессиям, активно, даже «хищнически» работавшим у советских берегов в 1920-х-1930-х гг. Между тем, в архи вах сохранилась информация также и о нереализованных норвежских проектах начала 1920-х гг. Об одном из них в своей книге «Мурман ская судоверфь. Годы. События. Люди» писал известный мурманский автор Владимир Петрович Смирнов, более известный по своему лите ратурному псевдониму (В.П. Семенов). Речь шла об устройстве на Мур мане частной судоверфи, по предложению некоего норвежца Аспена (Edv. S. Aspen). Приведем ниже текст письма Аспена, адресованного местному советскому руководству: «В данное время я больше чем уверен, что ремонт старых и построй ку новых судов рациональнее осуществить путем частной инициати вы, проявить которую я бы не отказался. Довольно странно, что в такой богатой лесами стране, как Россия, идет ввоз деревянных рыболовных судов из-за границы, в то время как нет ничего легче иметь ваше отече ственное судостроение. Лучше всего осуществить это мероприятие пу тем учреждения специального акционерного общества, в котором я бы мог принять непосредственное участие и руководство. Думаю, что для Вас не было бы затруднительным добиться от центра лицензии или разрешения на право беспошлинного ввоза из-за грани цы всех нужнейших и материалов для верфи, для оборудования судов, и вместе с тем разрешения привезти из Норвегии 5 человек высококва лифицированных рабочих. Сама верфь, а равно и ее рабочие, и служа щие должны быть освобождены от всякого рода как государственных, так и местных обложений. Заготовки лесных материалов для верфи имеют первостепенное значение, и сама заготовка должна производиться по указаниям спе циально назначенного от верфи лица. Причем лес должен быть достав ляем правительством бесплатно. Это даст значительное удешевление продукции верфи, что в свою очередь, повлечет популяризацию по 143 Семенов В. П. (Смирнов В.П.) Мурманская судоверфь. Годы. События. Люди. Мурманск: Из дательский центр Живая Арктика, 2004. С. 34. Этот же материал был представлен в газет ной публикации: Семенов В. Первые блины мурманского судостроя // Вечерний Мурманск. 2013. 15 марта. С. 22. Эта же статья есть в сборнике, составленном из цикла статей в газете «Вечерний Мурманск»: Семенов В. Первые блины мурманского судостроя // Сто страниц истории к 100-летию Мурманска. Мурманск, 2016. С. 140-142. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz