Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

не транспортные суда, а рыболовные, и надеемся дать на зиму макси­ мум». Однако это заявление тогда оказалось лишь декларацией о на­ мерениях. Никто ни кому ничего не «дал» в судостроении ни в ближай­ шую зиму, ни в четыре последующих143. Когда эпоху военного коммунизма в Советской России сменил НЭП, перспективами экономического сотрудничества с молодым государ­ ством стали активно интересоваться иностранцы. Применительно к Мурману и омывающим Россию арктическим морям, по понятным причинам особый интерес проявляли ближайшие соседи — норвеж­ цы. Существует множество отечественных публикаций, посвященных норвежским зверобойным концессиям, активно, даже «хищнически» работавшим у советских берегов в 1920-х-1930-х гг. Между тем, в архи­ вах сохранилась информация также и о нереализованных норвежских проектах начала 1920-х гг. Об одном из них в своей книге «Мурман­ ская судоверфь. Годы. События. Люди» писал известный мурманский автор Владимир Петрович Смирнов, более известный по своему лите­ ратурному псевдониму (В.П. Семенов). Речь шла об устройстве на Мур­ мане частной судоверфи, по предложению некоего норвежца Аспена (Edv. S. Aspen). Приведем ниже текст письма Аспена, адресованного местному советскому руководству: «В данное время я больше чем уверен, что ремонт старых и построй­ ку новых судов рациональнее осуществить путем частной инициати­ вы, проявить которую я бы не отказался. Довольно странно, что в такой богатой лесами стране, как Россия, идет ввоз деревянных рыболовных судов из-за границы, в то время как нет ничего легче иметь ваше отече­ ственное судостроение. Лучше всего осуществить это мероприятие пу­ тем учреждения специального акционерного общества, в котором я бы мог принять непосредственное участие и руководство. Думаю, что для Вас не было бы затруднительным добиться от центра лицензии или разрешения на право беспошлинного ввоза из-за грани­ цы всех нужнейших и материалов для верфи, для оборудования судов, и вместе с тем разрешения привезти из Норвегии 5 человек высококва­ лифицированных рабочих. Сама верфь, а равно и ее рабочие, и служа­ щие должны быть освобождены от всякого рода как государственных, так и местных обложений. Заготовки лесных материалов для верфи имеют первостепенное значение, и сама заготовка должна производиться по указаниям спе­ циально назначенного от верфи лица. Причем лес должен быть достав­ ляем правительством бесплатно. Это даст значительное удешевление продукции верфи, что в свою очередь, повлечет популяризацию по­ 143 Семенов В. П. (Смирнов В.П.) Мурманская судоверфь. Годы. События. Люди. Мурманск: Из­ дательский центр Живая Арктика, 2004. С. 34. Этот же материал был представлен в газет­ ной публикации: Семенов В. Первые блины мурманского судостроя // Вечерний Мурманск. 2013. 15 марта. С. 22. Эта же статья есть в сборнике, составленном из цикла статей в газете «Вечерний Мурманск»: Семенов В. Первые блины мурманского судостроя // Сто страниц истории к 100-летию Мурманска. Мурманск, 2016. С. 140-142. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz