Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Федорович Гостев - крестьянин Нименгской волости Онежского уезда Архангельской губернии, в то время заведующий доком Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства на р. Лае. В период 1896-1912 гг. им было построено не менее 18 шхун, яхт и судов других типов водоизмещением от 30 до 150 т., а также более 50-ти лодок, шлю­ пок, моторных ботов. В 1890-х гг. он строил суда среди прочего и для состоятельных норвежских заказчиков. У специалистов, занимающих­ ся историей изучения и освоения Арктики, В.Ф. Гостев ассоциируется с «Персеем» - шхуной, строившейся еще в годы I мировой войны для Е.В. Могучего и ставшей после переоборудования в начале 1920-х гг. первым советским научно-исследовательским судном — не только на Севере, но в стране в целом. Зимой 1917 г. В.Ф. Гостев решил открыть на Мурмане собственное небольшое судостроительное производство и начал соответствующие хлопоты. Он обратился с прошением в Управление земледелия и го­ сударственных имуществ Архангельской губернии с предложением устроить на Мурмане «мастерскую с эллингом для постройки промыс­ ловых ботов, а также бондарное заведение». Для мастерской он просил выделить ему земельный участок площадью в две десятины «бесплатно или, в крайнем случае, за возможно невысокую плату», учитывая «не­ сомненную полезность» предприятия. Он заранее указал возможные местности, где, по его мнению удобно было бы строить суда: либо «вбли­ зи города Романова», т.е. Мурманска, за городской чертой, либо между городом и горой Ростой, либо между Абрамовой пахтой и Дровяным141. Но, увы, В.Ф. Гостеву не удалось достичь желаемого. Формальным пово­ дом для отказа ему стала неопределенность в принадлежности и право­ вом статусе земельных участков, просимых им в аренду. Черта города окончательно еще была не определена, а местность между Абрамовой пахтой и Дровяным предполагало «занять» Лесное ведомство142. И во­ обще, 1917 год в России был не самым удачным для того, чтобы начи­ нать строительство нового частного предприятия. 141 ГААО. Ф. 115. Оп.18. Д.68. Л.7-7 об. 142 Там же. Л. 5. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz