Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

кормовой каюты мало влияло на промысел; при работе с ярусом вме­ стительная каюта на корме ёлы могла создавать рыбакам неудобства. Наконец, и это, возможно, главное: при сопоставимых размерах, водоизмещении, шняки стоили существенно дешевле, чем ёлы. Этот фактор и обеспечил многолетнее сосуществование на мурманских про­ мыслах традиционных русских шняк с насаждавшимися российскими властями в 1860-х гг. норвежскими ёлами. ...Казалось, что консерватизм, выражавшийся в стремлении из по­ коления в поколение строить деревянные суда одних и тех же типов не­ истребим в Поморье, что никаким инновациям не «привиться» здесь к традиционной морской культуре извне. Не получилось это в эпоху Пе­ тра Великого, не получилось и в эпоху великих реформ Александра II. Казалось, что ни указы Петра I с угрозами разнообразных наказаний за строительство судов традиционных типов, ни медали с денежны­ ми премиями за постройку норвежских ёл и даже бесплатная раздача их в 1860-х гг. не смогли поколебать приверженность поморов своим старым шнякам, карбасам и другим типам судов, давно используемых на Русском Севере. Тем не менее, в конце XIX - начале XX вв. норвежские ёлы стали постепенно распространяться на Русском Севере, причем преиму­ щественно на мурманских промыслах, т.е. именно там, где их еще в 1860-х гг. хотел видеть Н.Я. Данилевский. В рамках данной статьи мы не рассматриваем подробно этот медленный и не очевидный не сто­ ронних наблюдателей, не получивший освещения в прессе и офици­ альных отчетах губернаторов процесс распространения норвежских ёл. Заметим пока, что в 1880-х-1900-х гг. ёлы стали использоваться на Мурмане не только на промыслах. Их применяли в качестве разъезд­ ных маломерных судов и местные чиновники. Известны случаи, ког­ да ёлы закреплялись на шлюпбалках российских паровых судов, в т.ч. и военных, совершавших плавания в морях Северного Ледовитого оке­ ана. Врач К.С. Моркотун130, служивший в 1897 г. на транспорте «Само­ ед», занимавшемся охраной промыслов в Севером Ледовитом океане от иностранных «хищников», при описании устройства и помещений транспорта отмечал: «Начиная с фок-мачты, на шкафуте помещается прежде всего большой люк (...) По сторонам люка, на ходу, обыкновен­ но помещаются меньшие шлюпки (справа —так называемая шестерка, а слева —норвежская ёла)»131. 130 Моркотун Константин Степанович известен как автор объемной монографии: Моркотун К.С. Морская гигиена. СПб.: Типография Морского министерства, 1907. 131 Моркотун К.С. Очерк плавания транспорта «Самоед» в Северном Ледовитом океане в 1897 году. [СПБ., 1898]. С. 2. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz