Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

I Илл. 20. Ёла. Мурманский берег. Фото К.А. Коровина. 1890-е гг. МОКМ. НВ 1119-18 ФО. Опубликовано: Орехова Е.А. Каталог выставки «На Севере диком». Мур­ манск: МОКМ, 2019. Точнее сказать «ёлы». Крайнее справа судно в удалении - шняка. гребцам при движении на веслах. Наличие у ёлы каюты в корме, не­ редко отапливаемой, создавало более комфортные условия для коман­ ды, в сравнении с командою шняки. Но преимущества ёл над шняками становились далеко не очевидными с учетом условий эксплуатации их у русских берегов и с учетом особенностей техники ведения промыслов русскими. Условия эксплуатации ёл в Норвегии и, отчасти, на Мурмане, сильно отличались от аналогичных условий на берегах Белого моря. В Норвегии ёлы отстаивались во фиордах, на значительной глуби­ не. А у большинства поморских селений по берегам Белого моря, да и кое-где на Мурмане глубины были незначительными. Ситуации, при которых волны били суда о каменистое дно во время приливов и отливов, были не исключительными, а вполне заурядными. Поэто­ му большая толщина бортов шняк и более крепкая их конструкция в сравнении с ёлами оборачивались достоинством, позволявшим безопасно эксплуатировать шняки не только вблизи берегов Мурма- на и Норвегии, но также и у мелководных каменистых берегов Бело­ го моря. «Тяжелые» шняки обладали, по-видимому, остойчивостью как минимум не худшей, чем ёлы. Норвежцы со своих ёл чаще ловили «на поддев», русские со сво­ их шняк —на ярусы. При ловле «на поддёв» наличие или отсутствие 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz