Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
I Илл. 20. Ёла. Мурманский берег. Фото К.А. Коровина. 1890-е гг. МОКМ. НВ 1119-18 ФО. Опубликовано: Орехова Е.А. Каталог выставки «На Севере диком». Мур манск: МОКМ, 2019. Точнее сказать «ёлы». Крайнее справа судно в удалении - шняка. гребцам при движении на веслах. Наличие у ёлы каюты в корме, не редко отапливаемой, создавало более комфортные условия для коман ды, в сравнении с командою шняки. Но преимущества ёл над шняками становились далеко не очевидными с учетом условий эксплуатации их у русских берегов и с учетом особенностей техники ведения промыслов русскими. Условия эксплуатации ёл в Норвегии и, отчасти, на Мурмане, сильно отличались от аналогичных условий на берегах Белого моря. В Норвегии ёлы отстаивались во фиордах, на значительной глуби не. А у большинства поморских селений по берегам Белого моря, да и кое-где на Мурмане глубины были незначительными. Ситуации, при которых волны били суда о каменистое дно во время приливов и отливов, были не исключительными, а вполне заурядными. Поэто му большая толщина бортов шняк и более крепкая их конструкция в сравнении с ёлами оборачивались достоинством, позволявшим безопасно эксплуатировать шняки не только вблизи берегов Мурма- на и Норвегии, но также и у мелководных каменистых берегов Бело го моря. «Тяжелые» шняки обладали, по-видимому, остойчивостью как минимум не худшей, чем ёлы. Норвежцы со своих ёл чаще ловили «на поддев», русские со сво их шняк —на ярусы. При ловле «на поддёв» наличие или отсутствие 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz