Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
к ним; и орудия, которыми они производят лов, отличаются первобыт ными простотой и несовершенством. Суда, употребляемые для трескового промысла, подразделяются на два преобладающих типа: норвежскую ёлу и русскую шняку; последний тип пока безусловно преобладает, хотя постепенно шняка вытесняется ёлой. Шняка — плоскодонное, беспалубное тяжелое судно, примитивно построенное на глаз теми же промышленниками, не имеющими ни чертежей, ни специальной подготовки; эти судостроители руководят ся лишь опытом, не жалея при этом строительного материала, почему стенки шняки толсты, вообще вся она представляет собою фундамен тально грубое сооружение, неуклюжее и малоподвижное. Сшито это судно деревянными гвоздями. На шняке выезжают обыкновенно четы ре человека: трое взрослых и один подросток. Второй тип промыслового судна —упомянутая норвежская ёла, упо требляемая, главным образом, на тресковом промысле. Она отличается значительной килеватостью, правильностью форм и почти вертикаль ным форштевнем, благодаря чему она сравнительно легка на ходу и под парусами и на веслах. При сравнении шняки с ёлой, которая, кстати сказать, вытесняется в Норвегии моторными судами, невольно замечаешь разницу культуры населения побережья русского и норвежского: безграмотное поморское население, расходуя на судно массу материала, делает его неуклюжим и тяжёлым, тогда как норвежцы, прошедшие шестиклассную школу и знакомые с основами геометрии, строят сравнительно красивое, лег кое судно правильной формы. Морские качества норвежских судов признают сами наши промыш ленники. Они признают, что ёла легче идет под парусом и на веслах, что она очень удобна для команды, которая всегда может обогреться и обсушиться в каюте и приготовить себе теплую пищу. Однако, призна вая положительные стороны ёлы, наши промышленники находят, что благодаря тонким стенкам, она представляет некоторую опасность во время шторма. Впрочем, поморы и сами не отрицают, что они - дале ко не такие опытные моряки, как норвежцы, которые управляют своей ёлой во всякую погоду и выезжают на промысел даже тогда, когда по мор не рискнет выйти в море»129. Исходя из процитированных выше публикаций и других доступных нам источников, можно сделать следующие обобщения от сравнения традиционных русских шняк и усиленно «прививавшихся» в 1860-х гг. норвежских ёл. Ёла, благодаря своему парусному вооружению (преимущественно косые, а не прямые паруса), при движении могла лавировать. Ёла так же была более лёгкой, по сравнению со шнякой, что облегчало работу 129 Благовещенская М.П. В царстве трески (Мурманские впечатления) // Вестник знания. 1912. № 3. С. 268. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz