Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
По деревянному судостроению на Европейском Севере России во обще и в Поморье в частности имеется внушительная историография, включающая сотни публикаций2. Тем не менее, многое в рамках этой «большой» темы остается неизученным. Так, до недавнего времени был совершенно не исследован процесс появления и распространения на Европейском Севере России деревянных судов норвежского типа, на зываемых ёлами 3, использовавшихся преимущественно для рыболов ства у Мурманского берега и, отчасти, у побережий Белого моря. Объект исследования: морская культура России в целом и историче ский опыт деревянного судостроения в Российской империи и РСФСР в особенности. Предмет исследования: деревянные суда, строившиеся преимуще ственно для использования на мурманских рыбных промыслах, тип ко торых в отечественных источниках и литературе определялся как «ёла». Термин «ёла». Ёлами в письменных источниках, сохранившихся в российских архивах, и отечественной литературе второй половины XIX —первой половины XX вв. было принято называть суда, которые использовались главным образом для рыболовства у Мурманского бе- рега4. Там же в 1860-х-1910-х гг. ёлы использовались администрацией, правоохранительными и почтовыми службами. В досоветский период (1860-е-1910-е гг.) ёлы покупались в Норве гии, строились в России по норвежским образцам и чертежам. В совет ский период (1920-е-1940-е гг.) чертежи и технологии строительства ёл разрабатывались отечественными специалистами. Как известно, существует развитая система классификации судов по различным признакам. Ёла —это судно: —гражданское; —рыболовное или промысловое (по основной области применения или предназначению); 2 О деревянном частном судостроении на Европейском Севере России и о историографии дан ной темы см.: Судостроение Поморского Севера. От истоков до конца XIX века: Библиографи ческий указатель литературы. Архангельск: Правда Севера, 1997; Дубровин ГЕ, Окороков А.В., Старков В.Ф., Черносвитов П.Ю. История северорусского судостроения. СПб.: Алтейя, 2001; На родное судостроение в России. Энциклопедический словарь судов народной постройки / П.А. Филин, С.П. Курноскин. СПб: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2016 и др. 3 В литературе и источниках, нередко в рамках одного делопроизводства, написание типа судна было двояким: как «ёла» и как «ела». Фонетически более правильным является пер вый вариант. Поскольку это слово не является общеупотребительным, в настоящей книге тип судна везде указан как «ёла». 4 Мурманским берегом на протяжении веков было принято назвать северное побережье Кольского полуострова от территорий сопредельных государств на западе (делимитация границы с Норвегией была проведена и официально утверждена лишь в 1825-1826 гг.) до мыса Святой Нос на востоке. При этом точную длину изобилующего заливами и потому по-разному измеряемого побережья, авторы чаще всего избегали называть; в дореволю ционных источниках и литературе обычно писали о протяженности берега «примерно на тысячу верст» или использовали тому подобные формулировки. Подробнее о Кольском полуострове и, соответственно, о Мурмане в исторической ретроспективе см. недавно опу бликованный основательный труд: Федоров П.В. Россия, окруженная водой: обзор истории Кольского полуострова. 1216-1991. СПб., 2021. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz