Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
одной мачтой с прямым парусом; фембурин же — двумя мачтами, с бушпритом и косыми парусами. Отрин у колонистов из финляндцев вооружен косыми парусами123. Отрины и фембурины имеют в корме отапливаемые каюты. Обыкновенная ёла употребляется для прибреж ного промысла, ярусного и удебного, вместо тройника и карбаса. Отрин по своим размерам заменяет шняку на дальнем промысле; по легкости же своей с удобством употребляется и для прибрежного плавания. Фем- бурины употребляются почти исключительно финляндцами, как для прибрежного, так и дальнего промысла, и притом не только для тре- скогового, но иногда и для акульего, причем выметывание и поднятие яруса производится при помощи подъездка (маленькой шлюпки). Ёла, хотя по прочности не может считаться хорошим промысловым судном, благодаря легкости и другим удобствам постепенно входит в употребление, пользуясь симпатиями промышленника. Этому распро странению немало способствует как то обстоятельство, что со времени введения прямых пароходных сообщений между Поморьем и Мурма- ном, поморы совсем перестали переходить на Мурман и обратно на своих шняках, так и дешевизна подержанных норвежских ёл, которые поморы нашли удобными для своих промыслов; вследствие этого по стройка шняк стала сокращаться, как в Поморье, так и в Коле»124. На одно из приведенных выше замечаний Л. Брейтфуса хотелось бы обратить особое внимание. Л. Брейтфус сначала перечислил несколь ко абсолютно рациональных причин, по которым поморы на Мурмане предпочитали использовать традиционные шняки вместо норвежских ёл. А потом он посчитал нужным уточнить, что всё это так и есть «во преки обычным указаниям, в этом случае, на косность и невежество помора-рыбака». Зачем это уточнение и что это за «обычные указания» на «косность и невежество» поморов? Дело в том, что темы невежества и пьянства поморов были излю бленными темами в газетных корреспонденциях и изданных записках туристов конца XIX - начала XX вв. Да, на Мурмане крепкие напитки употребляли и употребляли их много125. Да, условия труда и быта ры 123 О парусном вооружении ёл различных размеров данные в источниках и литературе не однозначные. Вопреки распространенному мнению о преимущественно косых парусах на ёлах, на фотографиях конца XIX - XX вв. можно видеть и прямые паруса. Что подтвержда ется также приводимой здесь цитатой Л. Брейтфуса. 124 БрейтфусЛ. О промысловых судах для Мурмана. С. 3. 125 Боднарук Р.В, Давыдов Р.А. Алкоголь как инструмент экономической экспансии (в контек сте российско-норвежских отношений XIX - нач. XX вв.) // Материалы II международ ной научно-практической конференции «Алкоголизм и наркомания в Евро-Арктическом Баренц-регионе» 28 ноября - 1 декабря 1996 г.Архангельск, 1996. С. 13-17; Боднарук Р.В, Давыдов Р.А, Попов Г.П. Норвежский ром или русская водка? (Из исторического опыта ад министративного регулирования продажи и потребления спиртных напитков) // Экология человека. 1997. № 2. С. 80-85; Орехова Е.А, Давыдов Р.А. Норвежский ром на Русском Се вере во второй половине XIX в. // Питейное дело и трезвенническое движение в России с древнейших времен до наших дней: сборник материалов Международной научной кон ференции (Санкт-Петербург, 2 8 -3 0 июня 2021 г.) / редактор-составитель А. И. Раздорский. СПб; М.: Старая Басманная, 2022. С. 283-291. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz