Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

одной мачтой с прямым парусом; фембурин же — двумя мачтами, с бушпритом и косыми парусами. Отрин у колонистов из финляндцев вооружен косыми парусами123. Отрины и фембурины имеют в корме отапливаемые каюты. Обыкновенная ёла употребляется для прибреж­ ного промысла, ярусного и удебного, вместо тройника и карбаса. Отрин по своим размерам заменяет шняку на дальнем промысле; по легкости же своей с удобством употребляется и для прибрежного плавания. Фем- бурины употребляются почти исключительно финляндцами, как для прибрежного, так и дальнего промысла, и притом не только для тре- скогового, но иногда и для акульего, причем выметывание и поднятие яруса производится при помощи подъездка (маленькой шлюпки). Ёла, хотя по прочности не может считаться хорошим промысловым судном, благодаря легкости и другим удобствам постепенно входит в употребление, пользуясь симпатиями промышленника. Этому распро­ странению немало способствует как то обстоятельство, что со времени введения прямых пароходных сообщений между Поморьем и Мурма- ном, поморы совсем перестали переходить на Мурман и обратно на своих шняках, так и дешевизна подержанных норвежских ёл, которые поморы нашли удобными для своих промыслов; вследствие этого по­ стройка шняк стала сокращаться, как в Поморье, так и в Коле»124. На одно из приведенных выше замечаний Л. Брейтфуса хотелось бы обратить особое внимание. Л. Брейтфус сначала перечислил несколь­ ко абсолютно рациональных причин, по которым поморы на Мурмане предпочитали использовать традиционные шняки вместо норвежских ёл. А потом он посчитал нужным уточнить, что всё это так и есть «во­ преки обычным указаниям, в этом случае, на косность и невежество помора-рыбака». Зачем это уточнение и что это за «обычные указания» на «косность и невежество» поморов? Дело в том, что темы невежества и пьянства поморов были излю­ бленными темами в газетных корреспонденциях и изданных записках туристов конца XIX - начала XX вв. Да, на Мурмане крепкие напитки употребляли и употребляли их много125. Да, условия труда и быта ры­ 123 О парусном вооружении ёл различных размеров данные в источниках и литературе не­ однозначные. Вопреки распространенному мнению о преимущественно косых парусах на ёлах, на фотографиях конца XIX - XX вв. можно видеть и прямые паруса. Что подтвержда­ ется также приводимой здесь цитатой Л. Брейтфуса. 124 БрейтфусЛ. О промысловых судах для Мурмана. С. 3. 125 Боднарук Р.В, Давыдов Р.А. Алкоголь как инструмент экономической экспансии (в контек­ сте российско-норвежских отношений XIX - нач. XX вв.) // Материалы II международ­ ной научно-практической конференции «Алкоголизм и наркомания в Евро-Арктическом Баренц-регионе» 28 ноября - 1 декабря 1996 г.Архангельск, 1996. С. 13-17; Боднарук Р.В, Давыдов Р.А, Попов Г.П. Норвежский ром или русская водка? (Из исторического опыта ад­ министративного регулирования продажи и потребления спиртных напитков) // Экология человека. 1997. № 2. С. 80-85; Орехова Е.А, Давыдов Р.А. Норвежский ром на Русском Се­ вере во второй половине XIX в. // Питейное дело и трезвенническое движение в России с древнейших времен до наших дней: сборник материалов Международной научной кон­ ференции (Санкт-Петербург, 2 8 -3 0 июня 2021 г.) / редактор-составитель А. И. Раздорский. СПб; М.: Старая Басманная, 2022. С. 283-291. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz