Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Ниже мы приведем с некоторыми сокращениями две объемных ци­ таты из записки Л. Брейтфуса. Вот что писал Л.Л. Брейтфус про шняку. «Шняка, несмотря на то, что представляет собой самое распростра­ ненное промысловое судно, в сущности неудобна как для плавания в море, так и для промысла. Она тяжела для хода на веслах, за отсут­ ствием косых парусов неудобна для лавировки, не имеет отапливае­ мой каюты и, главное, не имеет палубы, ни постоянной, ни разборной. Положительные ее качества — дешевизна и значительная прочность толстой обшивки, что имеет большое значение в тех условиях, в каких промышленники держат свои суда, т.е. при скалистости берега и значи­ тельных отливах, благодаря которым большинство становищ обсуши­ вается, и суда остаются на отмелях. В зависимости от размеров леса, шняки бывают двух типов —бело­ морские и кольские; первые строятся из более крупного местного леса, а кольские — из более мелкого. Прежде поморы крепили свои шняки вицею, ныне же они шьют их стоянками (т.е. стеклинем в 9-12 ниток), заклинивая их деревянными шконтиками, которые, когда сгниет сто­ янка, ослабевают (...). В зависимости от размеров яруса, поморы вылавливают и грузят в шняку рыбы 200-300 пудов, не считая снасти и прочего инвентаря, составляющего 40-50 пуд. груза. При этом, надо заметить, шняка бал­ ласта не берет. Весьма понятно, почему промышленники-поморы так ревниво и на­ стойчиво держатся за шняку: во-первых, ввиду ее дешевизны (90 руб. со всем вооружением, цепью и дреком) и уменья самим ее строить; во-вторых, за безнаказанность оставлять ее, даже с грузом, на обсушке в становище и за возможность метать и выбирать ярус прямо со шняки (...); особенно большое удобство предоставляет выборка яруса на шняку двумя промышленниками, тяглецом и кормщиком через два перенос­ ных ролика, установленных на борте; наконец, в шняке очень удобно распределяется груз рыбы, а также и снасть, благодаря 6-ти поперечным переборкам; удобны также и приспособления для чистки рыбы. Все это вместе взятое, а также и веками приобретенные привычки, дают впол­ не достаточное объяснение крепкой привязанности промышленников- поморов к родной шняке, вопреки обычным указаниям, в этом случае, на косность и невежество помора-рыбака»122. А вот что писал Л.Л. Брейтфус про ёлу. «Тип ёлы встречается у нас трех размеров: 1) обыкновенная неболь­ шая ёла для трех промышленников (два взрослых, один подросток), под­ нимающая 80-120 пуд., 2) ёла —отрин, для четырех промышленников, поднимающая до 200-250 пудов, и 3) фембурин —большая ёла на 350­ 450 пудов груза. Это легкие норвежской постройки суда из пиленых досок на железных заклепках. Обыкновенная ела и отрин вооружены 122 Там же. С. 1-2. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz