Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
Ниже мы приведем с некоторыми сокращениями две объемных ци таты из записки Л. Брейтфуса. Вот что писал Л.Л. Брейтфус про шняку. «Шняка, несмотря на то, что представляет собой самое распростра ненное промысловое судно, в сущности неудобна как для плавания в море, так и для промысла. Она тяжела для хода на веслах, за отсут ствием косых парусов неудобна для лавировки, не имеет отапливае мой каюты и, главное, не имеет палубы, ни постоянной, ни разборной. Положительные ее качества — дешевизна и значительная прочность толстой обшивки, что имеет большое значение в тех условиях, в каких промышленники держат свои суда, т.е. при скалистости берега и значи тельных отливах, благодаря которым большинство становищ обсуши вается, и суда остаются на отмелях. В зависимости от размеров леса, шняки бывают двух типов —бело морские и кольские; первые строятся из более крупного местного леса, а кольские — из более мелкого. Прежде поморы крепили свои шняки вицею, ныне же они шьют их стоянками (т.е. стеклинем в 9-12 ниток), заклинивая их деревянными шконтиками, которые, когда сгниет сто янка, ослабевают (...). В зависимости от размеров яруса, поморы вылавливают и грузят в шняку рыбы 200-300 пудов, не считая снасти и прочего инвентаря, составляющего 40-50 пуд. груза. При этом, надо заметить, шняка бал ласта не берет. Весьма понятно, почему промышленники-поморы так ревниво и на стойчиво держатся за шняку: во-первых, ввиду ее дешевизны (90 руб. со всем вооружением, цепью и дреком) и уменья самим ее строить; во-вторых, за безнаказанность оставлять ее, даже с грузом, на обсушке в становище и за возможность метать и выбирать ярус прямо со шняки (...); особенно большое удобство предоставляет выборка яруса на шняку двумя промышленниками, тяглецом и кормщиком через два перенос ных ролика, установленных на борте; наконец, в шняке очень удобно распределяется груз рыбы, а также и снасть, благодаря 6-ти поперечным переборкам; удобны также и приспособления для чистки рыбы. Все это вместе взятое, а также и веками приобретенные привычки, дают впол не достаточное объяснение крепкой привязанности промышленников- поморов к родной шняке, вопреки обычным указаниям, в этом случае, на косность и невежество помора-рыбака»122. А вот что писал Л.Л. Брейтфус про ёлу. «Тип ёлы встречается у нас трех размеров: 1) обыкновенная неболь шая ёла для трех промышленников (два взрослых, один подросток), под нимающая 80-120 пуд., 2) ёла —отрин, для четырех промышленников, поднимающая до 200-250 пудов, и 3) фембурин —большая ёла на 350 450 пудов груза. Это легкие норвежской постройки суда из пиленых досок на железных заклепках. Обыкновенная ела и отрин вооружены 122 Там же. С. 1-2. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz