Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
для выметывания и подъема ярусов. Оснасткой она отличается от шня- ки только по форме мачты и паруса, причем мачту удалить в любой момент нельзя, в чем заключается скорее недостаток, нежели преиму щество судна. В Норвегии за последние 20 лет ёла почти совершенно исчезла из употребления; лишь изредка встретишь ее еще у бедного мурман ского колониста, который из-за дешевизны обзавелся таким старым судном. Более зажиточные из колонистов выезжают в море на усовершен ствованной ёле, так называемом фемборинге (так у автора —Р.Д.), под нимающем грузу до 500 пудов. Фемборинг —это двухмачтовая (редко одномачтовая мореходная лодка), похожая по форме корпуса на ёлу более значительных размеров, по оснастке же —на банкбот. Это судно несет 4 или 5 косых парусов, при помощи которых фемборинг превос ходно лавирует против ветра. При производстве ярусного промысла, фемборинг везет всегда с собою лодку на буксире, обыкновенно утрин- гер (маленькая ёла, оснасткой, как большая, но без каюты, поднимаю щая около 100 пудов груза), в виде подъездной лодки для выкидыва ния и подъема ярусов. Впрочем, промышляют вблизи берега и прямо с утрингера»119. В 1904 г. начальником Мурманской научно-промысловой экспе диции Леонидом Львовичем Брейтфусом была подготовлена записка в Комитет для помощи поморам Русского Севера «О промысловых су дах Мурмана». Вместе с другой, гораздо меньшей по объему запиской «Неудовлетворительность компасов на поморских промысловых судах» она была сведена в единый документ, датированный 7 (20) марта 1904 г. и отпечатанный типографским способом на 12 страницах, который, ве роятно, распространялся Л. Брейтфусом среди заинтересованных лиц в различных учреждениях. Несколько экземпляров этого документа со хранились в российских библиотеках120. В своей записке Л.Л. Брейтфус охарактеризовал шняку («старый, мурманский тип» промыслового судна) и ёлу или «норландсбот» — основные типы промысловых судов, используемых на Мурмане, отме тив их положительные и отрицательные качества, заодно сравнив их друг с другом. По наблюдению Л.Л. Брейтфуса, в начале XX в. шняки составляли половину всех промысловых судов Мурмана. Количество ёл было мень ше, но постепенно увеличивалось: их привозили из соседнего норвеж ского Финнмарка с каждым годом «всё более и более». Эти ёлы в мас се своей были подержанными, а потому дешевыми: ёлу вместе вместе с парусами можно было приобрести за 40-50 рублей, что и привлекало малоимущих и нетребовательных поморов121. 119 Гебель ГФ. Наша Лапландия. СПб., [1909]. С. 217-218. 120 Брейтфус Л. О промысловых судах для Мурмана. Неудовлетворительность компасов на поморских промысловых судах. Б.м., [1904]. 121 Там же. С. 1. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz