Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

для выметывания и подъема ярусов. Оснасткой она отличается от шня- ки только по форме мачты и паруса, причем мачту удалить в любой момент нельзя, в чем заключается скорее недостаток, нежели преиму­ щество судна. В Норвегии за последние 20 лет ёла почти совершенно исчезла из употребления; лишь изредка встретишь ее еще у бедного мурман­ ского колониста, который из-за дешевизны обзавелся таким старым судном. Более зажиточные из колонистов выезжают в море на усовершен­ ствованной ёле, так называемом фемборинге (так у автора —Р.Д.), под­ нимающем грузу до 500 пудов. Фемборинг —это двухмачтовая (редко одномачтовая мореходная лодка), похожая по форме корпуса на ёлу более значительных размеров, по оснастке же —на банкбот. Это судно несет 4 или 5 косых парусов, при помощи которых фемборинг превос­ ходно лавирует против ветра. При производстве ярусного промысла, фемборинг везет всегда с собою лодку на буксире, обыкновенно утрин- гер (маленькая ёла, оснасткой, как большая, но без каюты, поднимаю­ щая около 100 пудов груза), в виде подъездной лодки для выкидыва­ ния и подъема ярусов. Впрочем, промышляют вблизи берега и прямо с утрингера»119. В 1904 г. начальником Мурманской научно-промысловой экспе­ диции Леонидом Львовичем Брейтфусом была подготовлена записка в Комитет для помощи поморам Русского Севера «О промысловых су­ дах Мурмана». Вместе с другой, гораздо меньшей по объему запиской «Неудовлетворительность компасов на поморских промысловых судах» она была сведена в единый документ, датированный 7 (20) марта 1904 г. и отпечатанный типографским способом на 12 страницах, который, ве­ роятно, распространялся Л. Брейтфусом среди заинтересованных лиц в различных учреждениях. Несколько экземпляров этого документа со­ хранились в российских библиотеках120. В своей записке Л.Л. Брейтфус охарактеризовал шняку («старый, мурманский тип» промыслового судна) и ёлу или «норландсбот» — основные типы промысловых судов, используемых на Мурмане, отме­ тив их положительные и отрицательные качества, заодно сравнив их друг с другом. По наблюдению Л.Л. Брейтфуса, в начале XX в. шняки составляли половину всех промысловых судов Мурмана. Количество ёл было мень­ ше, но постепенно увеличивалось: их привозили из соседнего норвеж­ ского Финнмарка с каждым годом «всё более и более». Эти ёлы в мас­ се своей были подержанными, а потому дешевыми: ёлу вместе вместе с парусами можно было приобрести за 40-50 рублей, что и привлекало малоимущих и нетребовательных поморов121. 119 Гебель ГФ. Наша Лапландия. СПб., [1909]. С. 217-218. 120 Брейтфус Л. О промысловых судах для Мурмана. Неудовлетворительность компасов на поморских промысловых судах. Б.м., [1904]. 121 Там же. С. 1. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz