Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

2) Российские ученые, известные не только своими научными, но и научно-популярными, публицистическими работами, чья жизнь и многолетняя деятельность была связана с изучением рыболовства, зверобойных промыслов в Белом и Баренцевом морях (Н.М. Книпович, Л.Л. Брейтфус, Г.Ф. Гебель и др.). 3) Туристы (М.П. Благовещенская и др.); корреспонденты перио­ дических изданий, интересующиеся северной и морской тематикой (М. Козлов и др.). Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в многоаспектном изучении его предмета. Автор писал монографию, а не диссертацию, поэтому не был стеснен рамками официальной но­ менклатуры научных специальностей. В книге подробно рассматривается история строительства и отчасти эксплуатация ёл в Российской империи, РСФСР —на территории быв­ шей Архангельской губернии. Это —«отечественная история». Ёла рассматривается как иностранный (норвежский) тип судна; пер­ вые ёлы были куплены в Норвегии в 1860-х гг. при содействии Министер­ ства иностранных дел России; в 1870-х—1900-х гг. значительная часть ёл также покупалась в Норвегии и использовалась на Мурманском берегу иностранными колонистами. Этот аспект относится к «всеобщей исто­ рии» и «истории международных отношений и внешней политики». Подробно рассматривается устройство ёл, их достоинства и недостатки в сравнении с судами традиционных русских типов аналогичного назна­ чения, технология их производства. Рассматриваются причины, по кото­ рым суда именно этого типа насаждались властями Российской империи среди поморов в 1860-х гг. и по которым массовое строительство ёл (сот­ нями) было развернуто в Архангельске в 1940-е годы —во время Великой отечественной войны. Этот аспект —«история науки и техники». Кроме того, отдельные страницы настоящей монографии могут быть отнесены и к историческому регионоведению, и к этнографии, и к истории права. Практическая значимость исследования. Книга адресована специалистам, изучающим разные эпохи отече­ ственной истории 1860-х — 1940-х гг.; историю Русского Севера (осо­ бенно Архангельской и Мурманской областей); историю судостроения - как зарубежного, так и отечественного; историю российско-норвежских отношений. Она может быть также использована при подготовке новых или более общих работ, справочных изданий по истории судостроения; при изготовлении моделей ёл или строительстве их реплик. Благодарности: — руководству и сотрудникам Государственного архива Архангель­ ской области и лично ведущему архивисту отдела публикации и исполь­ зования документов Екатерине Олеговне Студенцовой; Товариществу поморского судостроения и лично Евгению ВикторовичуШкарубе, Федо­ ру Валентиновичу Пильникову; сотруднику Военно-морского музея Се­ верного флота кандидату исторических наук Екатерине Александровне 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz