Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
В дальнейшем строительство ёл (ставшее массовым в в 1940-гг., в период Великой отечественной войны) осуществлялось в основном на Архангельской судоверфи. Обращаю внимание на то, что не следует ошибочно отождествлять Архангельскую судоверфь с другими судо строительными предприятиями, также расположенными в Архангель ске, еще точнее —в исторической части города —Соломбале. Её не сле дует отождествлять с Архангельским адмиралтейством, основанным императором Петром I еще в 1693 г. и упраздненным в царствование императора Александра II в 1862 г., а также с советской «Красной Куз ницей» и другими. Судостроительное предприятие под названием Ар хангельская судоверфь было создано в 1931 г. на территории бывшего Поморского эллинга, где с 1911 г. велись только судоремонтные работы. Среди ныне живущих историков и краеведов, интересующихся судо строением и мореплаванием на Севере, эту верфь часто принято на зывать «Соломбальской», поскольку в 1957 г. Архангельская судоверфь Главфлота была официально переименована в Соломбальскую судо верфь, и именно под таким названием была известна последние полве ка своего существования. Сохранился значительный объем делопроизводственной документа ции и переписки Архангельской судоверфи. Но это очень специфичные источники. Говорю искреннее «спасибо» тем, кто вел это делопроизвод ство в тяжелых условиях войны и смог сохранить его в 1990-е —начале 2000-х (также не в самые простые времена!). Тем не менее, я сочувствую человеку, который в будущем решится систематизировать все сохранив шиеся материалы по ее истории. Это будет кропотливый, длительный, во многом неблагодарный труд с не вполне предсказуемыми результа тами. Хотя, думаю, что со временем он будет сделан. Почему так? В силу обстоятельств, делопроизводство Архангельской судоверфи оказалось разделенным. Одна часть дел была передана в ГААО: в настоящее время это они со ставляют фонд № р-1887. Материалы о ёлах здесь также в большинстве случаев —не в отдельном делопроизводстве28, а в составе переписки са мого разного характера29. Следует заметить, что значительная часть до кументов в делах этого фонда являются не оригинальными приказами, письмами, телеграммами, а их копиями. Нередко копии документов 1942 и 1943 гг. датированы 1944 г. Отпечатанные на машинках табли цы, содержащие количественные данные, содержат правки, внесенные чернилами. Данные квартальной отчетности не всегда соответствует данным годовой отчетности; расписки в получении построенных судов составлялись в произвольной форме и также не сведены воедино. На хранении в ГААО также находится фотоальбом, который «явля ется описанием технологического процесса поточной постройки па русных ёл, строящихся на Архангельской Верфи Главного Управления Судостроения и Судоремонта Наркомрыбпрома Союза СССР». Альбом 28 ГААО. Ф. р-1887. Оп. 1. Д. 76, 94. 29 Там же. Д. 33, 36, 73, 83 и др. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz