Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

не более чем из четырех человек, стали таким же вынужденным, но, как сейчас модно говорить, неожиданным «асимметричным» ответом Со­ ветской России на вызовы военного времени. Так норвежские рыболовные суда типа «ёла», за распространение которых выступал Н.Я. Данилевский еще в 1860-х гг., сохранив свое функциональное предназначение и название, но изменившись внешне, благополучно эксплуатировались в у побережий Белого и Баренцева мо­ рей и, судя по отдельным указаниям, на Балтике минимум до 1950-х гг. Сотни этих ёл были построены из отечественных пиломатериалов, на основе разработанных советскими специалистами чертежей и техно­ логических процессов, силами советских судостроителей. Пропаганди­ сты того времени, ничуть не погрешив против истины, могли с полным основанием называть их нашими, советскими ёлами! ... Теперь о том, чего в этой книге нет. Как уже было отмечено во «Введении», в обзоре источников, суще­ ствовавшее объемное делопроизводство Министерства государствен­ ных имуществ Российской империи (МГИ) о начале распространения ёл в 1860-х гг., к сожалению, признано утраченным. Соответствующий официальный ответ автору настоящей книги был дан руководством РГИА. Содержание этого делопроизводства частично было установлено по документам ГААО. Некоторая часть его мною использована и про­ цитирована. Но не удалось найти, возможно, самую интересную часть этого делопроизводства - отпечатанные типографским способом чер­ тежи норвежских ёл («больших», «средних» и «малых») и инструкции по их постройке. С учетом их тиража (не менее 350 экземпляров) есть некоторые шансы их выявить в будущем. Настоящая книга получилась в большей степени про строительство ёл в разные эпохи, а не их эксплуатацию. Полагаю, что это направление может заинтересовать исследователей рыболовства, особенно морского прибрежного рыболовства на Севере России и РСФСР. Тем более, что я знаю специалистов, которые этой тематикой занимались и занимаются. Я подробно писал о количестве ёл в Архангельской губернии по уез­ дам накануне I мировой войны, об их собственниках, об авариях и кру­ шениях ёл. Мною собраны такие же данные за период с конца 1890-х до начала 1910-х гг., но здесь они не представлены. Отчасти чтобы не пе­ регружать текст таблицами, отчасти потому, что этой тематикой в более широком контексте занимается известный специалистам исследова­ тель частного парусного флота Андрей Валерьевич Ружников, который уже немало написал и еще напишет про суда, принадлежащие жителям Архангельской губернии вообще, и про ёлы в частности, в конце XIX - начала XX вв.239 В книге даны лишь краткие сведения об истории Архангельской судоверфи. Деятельность судоверфи в 1930-х гг. является в настоящее 239 Ружников А.В. Судовладельцы Поморья: парусный флот. Архангельск: КИРА, 2013; Ружни- ков А.В. Владельцы парусных судов Архангельской губернии 1897-1917. Архангельск: КИРА, 2023. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz