Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
не более чем из четырех человек, стали таким же вынужденным, но, как сейчас модно говорить, неожиданным «асимметричным» ответом Со ветской России на вызовы военного времени. Так норвежские рыболовные суда типа «ёла», за распространение которых выступал Н.Я. Данилевский еще в 1860-х гг., сохранив свое функциональное предназначение и название, но изменившись внешне, благополучно эксплуатировались в у побережий Белого и Баренцева мо рей и, судя по отдельным указаниям, на Балтике минимум до 1950-х гг. Сотни этих ёл были построены из отечественных пиломатериалов, на основе разработанных советскими специалистами чертежей и техно логических процессов, силами советских судостроителей. Пропаганди сты того времени, ничуть не погрешив против истины, могли с полным основанием называть их нашими, советскими ёлами! ... Теперь о том, чего в этой книге нет. Как уже было отмечено во «Введении», в обзоре источников, суще ствовавшее объемное делопроизводство Министерства государствен ных имуществ Российской империи (МГИ) о начале распространения ёл в 1860-х гг., к сожалению, признано утраченным. Соответствующий официальный ответ автору настоящей книги был дан руководством РГИА. Содержание этого делопроизводства частично было установлено по документам ГААО. Некоторая часть его мною использована и про цитирована. Но не удалось найти, возможно, самую интересную часть этого делопроизводства - отпечатанные типографским способом чер тежи норвежских ёл («больших», «средних» и «малых») и инструкции по их постройке. С учетом их тиража (не менее 350 экземпляров) есть некоторые шансы их выявить в будущем. Настоящая книга получилась в большей степени про строительство ёл в разные эпохи, а не их эксплуатацию. Полагаю, что это направление может заинтересовать исследователей рыболовства, особенно морского прибрежного рыболовства на Севере России и РСФСР. Тем более, что я знаю специалистов, которые этой тематикой занимались и занимаются. Я подробно писал о количестве ёл в Архангельской губернии по уез дам накануне I мировой войны, об их собственниках, об авариях и кру шениях ёл. Мною собраны такие же данные за период с конца 1890-х до начала 1910-х гг., но здесь они не представлены. Отчасти чтобы не пе регружать текст таблицами, отчасти потому, что этой тематикой в более широком контексте занимается известный специалистам исследова тель частного парусного флота Андрей Валерьевич Ружников, который уже немало написал и еще напишет про суда, принадлежащие жителям Архангельской губернии вообще, и про ёлы в частности, в конце XIX - начала XX вв.239 В книге даны лишь краткие сведения об истории Архангельской судоверфи. Деятельность судоверфи в 1930-х гг. является в настоящее 239 Ружников А.В. Судовладельцы Поморья: парусный флот. Архангельск: КИРА, 2013; Ружни- ков А.В. Владельцы парусных судов Архангельской губернии 1897-1917. Архангельск: КИРА, 2023. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz