Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

стране на Архангельской судоверфи действительно в массовом поряд­ ке. В период 1943-1946 гг. здесь было построено не менее 340 ёл, пред­ назначенных преимущественно для Беломорского и Кольского госу­ дарственных рыбопромышленных трестов. Интерес к ёлам и начало их строительства в 1943 г. были обусловлены комплексом причин, причем все из них были вынужденного характера. Вследствие мобилизации Архангельская судоверфь лишилась многих опытных и квалифициро­ ванных судостроителей, вместо которых к работам были привлечены неопытные подростки. Кроме того, в поставляемых на верфь пило­ материалах стало существенно больше «короткомерного» материала, ограниченно пригодного в судостроении. Единственным приемлемым вариантом в этих условиях было решение сосредоточить основные уси­ лия сотрудников верфи на строительстве небольших (менее 10 м в дли­ ну) рыболовных и грузовых судов устаревшего, но хорошо знакомого типа «ёла». Были спешно разработаны чертежи и техническая докумен­ тация, поскольку строительство ёл в 1940-х гг., согласно планам на Тре­ тью пятилетку, в принципе не предполагалось. Небольшие размеры ёл делали допустимым использовать разное «коротье» —пиломатериалы, лишь отчасти пригодные для строительства судов больших размеров и водоизмещения. Разработанный технологический процесс поточной постройки парусных ёл (по сути —конвейерное производство) позво­ лил использовать при строительстве ёл труд подростков, обученных поначалу выполнению одной или нескольким несложным производ­ ственным операциям. Наркомрыбопром со своей стороны оказался также заинтересован в строительстве маломерных парусных и парусно­ моторных морских промысловых судов. Вусловиях, когда значительная часть траулеров вместе с командами была включена в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей и тральщиков, а оставшиеся ри­ сковали в открытом море стать легкой добычей для военно-воздушных и военно-морских сил нацистской Германии, прибрежное рыболов­ ство с использованием множества маломерных ёл стало играть пусть и не главную, но заметную роль в добыче рыбы а, значит, и снабжении продовольствием фронта и тыла воюющей страны. Применительно к прибрежному лову рыбы в Белом и Баренцевом морях ёлы можно отчасти сравнить с действиями на фронте советских двухместных самолетов-бипланов У-2 (По-2), получивших известность во многом благодаря фильму «Небесный тихоход» (Ленфильм, 1945 г.). Эти самолеты строились в СССР с 1927 г. до середины 1950-х годов. Дан­ ные об общем количестве построенных самолетов У-2 (По-2) разнятся, но в любом случае их было построено более 30 тыс., что сделало этот биплан самым массовым в истории. Дешевая и простая в производстве конструкция учебного самолета из дерева, фанеры и полотна оказалась неожиданно универсальной и эффективной даже для использования в качестве военного (ночного бомбардировщика) в эпоху, когда в серии шли уже первые реактивные самолеты. Аналогично этому, сотни дере­ вянных парусных или парусно-моторных ёл с командами, состоящими 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz