Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
стране на Архангельской судоверфи действительно в массовом поряд ке. В период 1943-1946 гг. здесь было построено не менее 340 ёл, пред назначенных преимущественно для Беломорского и Кольского госу дарственных рыбопромышленных трестов. Интерес к ёлам и начало их строительства в 1943 г. были обусловлены комплексом причин, причем все из них были вынужденного характера. Вследствие мобилизации Архангельская судоверфь лишилась многих опытных и квалифициро ванных судостроителей, вместо которых к работам были привлечены неопытные подростки. Кроме того, в поставляемых на верфь пило материалах стало существенно больше «короткомерного» материала, ограниченно пригодного в судостроении. Единственным приемлемым вариантом в этих условиях было решение сосредоточить основные уси лия сотрудников верфи на строительстве небольших (менее 10 м в дли ну) рыболовных и грузовых судов устаревшего, но хорошо знакомого типа «ёла». Были спешно разработаны чертежи и техническая докумен тация, поскольку строительство ёл в 1940-х гг., согласно планам на Тре тью пятилетку, в принципе не предполагалось. Небольшие размеры ёл делали допустимым использовать разное «коротье» —пиломатериалы, лишь отчасти пригодные для строительства судов больших размеров и водоизмещения. Разработанный технологический процесс поточной постройки парусных ёл (по сути —конвейерное производство) позво лил использовать при строительстве ёл труд подростков, обученных поначалу выполнению одной или нескольким несложным производ ственным операциям. Наркомрыбопром со своей стороны оказался также заинтересован в строительстве маломерных парусных и парусно моторных морских промысловых судов. Вусловиях, когда значительная часть траулеров вместе с командами была включена в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей и тральщиков, а оставшиеся ри сковали в открытом море стать легкой добычей для военно-воздушных и военно-морских сил нацистской Германии, прибрежное рыболов ство с использованием множества маломерных ёл стало играть пусть и не главную, но заметную роль в добыче рыбы а, значит, и снабжении продовольствием фронта и тыла воюющей страны. Применительно к прибрежному лову рыбы в Белом и Баренцевом морях ёлы можно отчасти сравнить с действиями на фронте советских двухместных самолетов-бипланов У-2 (По-2), получивших известность во многом благодаря фильму «Небесный тихоход» (Ленфильм, 1945 г.). Эти самолеты строились в СССР с 1927 г. до середины 1950-х годов. Дан ные об общем количестве построенных самолетов У-2 (По-2) разнятся, но в любом случае их было построено более 30 тыс., что сделало этот биплан самым массовым в истории. Дешевая и простая в производстве конструкция учебного самолета из дерева, фанеры и полотна оказалась неожиданно универсальной и эффективной даже для использования в качестве военного (ночного бомбардировщика) в эпоху, когда в серии шли уже первые реактивные самолеты. Аналогично этому, сотни дере вянных парусных или парусно-моторных ёл с командами, состоящими 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz