Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.
ния —в Мурманской губернии236. Интересно, что деятели из Севкоры бы считали себя пионерами в деле распространения ёл в России (уже Советской России), поскольку ничего не знали об опытах 60-летней давности, 1860-гг. Основной «целевой группой», на которую ориенти ровались сторонники распространения ёл в 1920-е гг., были частные лица или же разного рода кооперативные объединения. Однако мас совое строительство не удалось наладить ни в Архангельской губер нии, ни в Мурманской. У кооператоров отсутствовал опыт организации и руководства судостроительными предприятиями. Были сложности с получением качественных судовых двигателей. Разоренное I мировой и гражданской войнами население не имело средств на покупку ёл без предоставления рассрочки, а массово строить их за собственные сред ства производители не могли: количество наличных денег у них было недостаточным, а кредитные организации крайне неохотно и в край не незначительных суммах предоставляли требуемые средства237. Пока известно как минимум о шести ёлах, построенных по чертежам и под наблюдением Г.Г. Крамаренко зимой 1923/1924 гг. в Архангельской губернии и о 37 ёлах, построенных в Мурманской губернии в период 1926-1929 гг., согласно данным, собранным современным мурман ским исследователем Владимиром Петровичем Смирновым, более из вестным по своему литературному псевдониму —В.П. Семенов. После 1929 г. —«года великого перелома» ёлы были объявлены пережитком, «вчерашним днем» в деле рыболовства, чем они, кстати, тогда уже объ ективно и являлись не только в Советской России, но и в королевстве Норвегия. «Ёла», как тип судна, конструкция и размеры которого почти не изменились с эпохи отмены крепостного права и других «великих реформ», была признана не только морально устаревшей конструкци ей, но и идеологически вредной. Ёлами интересовались лишь «рыбаки с мелкобуржуазным уклоном», заинтересованные в семейном промыс ле летом, а не в колхозном промысле в течение всего года. Источники 1940-х гг.238характеризуют период, когда деревянные па русные и парусно-моторные суда безнадежно устаревшего типа «ёла», в первый и, по всей видимости, в последний раз стали строиться в нашей 236 Мурманская губерния в составе РСФСР была образована 13 июня 1921 г. из Александров ского (ранее - Кольского) уезда Архангельской губернии с центром в г. Мурманске, офици альной датой основания которого (как Романова-на-Мурмане) принято считать 21 сентя бря (4 октября) 1916 г. 237 Невозможно не вспомнить известную фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.) о застенчивом «голубом воришке» завхозе, всё существо которого про тестовало против краж, но который не красть не мог. «Кредитов отпускают в недостаточном количестве», - говорил он и был противен самому себе. 238 ГААО. Ф. р-1887. Оп. 1. Д. 33, 36, 73, 76, 83, 94; Фотодокументы. Альбом А42. Кроме того использованы чертежи ёл Архангельской судоверфи 1940-х гг. сканированные Товарище ством поморского судостроения в рамках Президентского гранта № 21-2-006889 в 2021 2022 гг. и размещенные в открытом и бесплатном доступе в интернете: «Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи». URL: https://archive.seapractic.ru/ (дата обраще ния: 03.03.2022). 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz