Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

ния —в Мурманской губернии236. Интересно, что деятели из Севкоры­ бы считали себя пионерами в деле распространения ёл в России (уже Советской России), поскольку ничего не знали об опытах 60-летней давности, 1860-гг. Основной «целевой группой», на которую ориенти­ ровались сторонники распространения ёл в 1920-е гг., были частные лица или же разного рода кооперативные объединения. Однако мас­ совое строительство не удалось наладить ни в Архангельской губер­ нии, ни в Мурманской. У кооператоров отсутствовал опыт организации и руководства судостроительными предприятиями. Были сложности с получением качественных судовых двигателей. Разоренное I мировой и гражданской войнами население не имело средств на покупку ёл без предоставления рассрочки, а массово строить их за собственные сред­ ства производители не могли: количество наличных денег у них было недостаточным, а кредитные организации крайне неохотно и в край­ не незначительных суммах предоставляли требуемые средства237. Пока известно как минимум о шести ёлах, построенных по чертежам и под наблюдением Г.Г. Крамаренко зимой 1923/1924 гг. в Архангельской губернии и о 37 ёлах, построенных в Мурманской губернии в период 1926-1929 гг., согласно данным, собранным современным мурман­ ским исследователем Владимиром Петровичем Смирновым, более из­ вестным по своему литературному псевдониму —В.П. Семенов. После 1929 г. —«года великого перелома» ёлы были объявлены пережитком, «вчерашним днем» в деле рыболовства, чем они, кстати, тогда уже объ­ ективно и являлись не только в Советской России, но и в королевстве Норвегия. «Ёла», как тип судна, конструкция и размеры которого почти не изменились с эпохи отмены крепостного права и других «великих реформ», была признана не только морально устаревшей конструкци­ ей, но и идеологически вредной. Ёлами интересовались лишь «рыбаки с мелкобуржуазным уклоном», заинтересованные в семейном промыс­ ле летом, а не в колхозном промысле в течение всего года. Источники 1940-х гг.238характеризуют период, когда деревянные па­ русные и парусно-моторные суда безнадежно устаревшего типа «ёла», в первый и, по всей видимости, в последний раз стали строиться в нашей 236 Мурманская губерния в составе РСФСР была образована 13 июня 1921 г. из Александров­ ского (ранее - Кольского) уезда Архангельской губернии с центром в г. Мурманске, офици­ альной датой основания которого (как Романова-на-Мурмане) принято считать 21 сентя­ бря (4 октября) 1916 г. 237 Невозможно не вспомнить известную фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.) о застенчивом «голубом воришке» завхозе, всё существо которого про­ тестовало против краж, но который не красть не мог. «Кредитов отпускают в недостаточном количестве», - говорил он и был противен самому себе. 238 ГААО. Ф. р-1887. Оп. 1. Д. 33, 36, 73, 76, 83, 94; Фотодокументы. Альбом А42. Кроме того использованы чертежи ёл Архангельской судоверфи 1940-х гг. сканированные Товарище­ ством поморского судостроения в рамках Президентского гранта № 21-2-006889 в 2021­ 2022 гг. и размещенные в открытом и бесплатном доступе в интернете: «Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи». URL: https://archive.seapractic.ru/ (дата обраще­ ния: 03.03.2022). 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz