Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

лах, чем шняки —традиционные русские суда аналогичного предназна­ чения. Следует, однако, учитывать, что, по мнению ряда современников Н.Я. Данилевского и авторов конца XIX—начала XX вв., превосходство ёлы над шнякой было неочевидно234. Инициатива Н.Я. Данилевского была поддержана Министерством государственных имуществ (МГИ), которое координировало ее реализацию с другими ведомствами и ар­ хангельскими губернскими властями. 1 (13) ноября 1863 г. были высо­ чайше утверждены «Правила о награждении медалями и денежными премиями первых в России строителей норвежских ел», в соответствии с которыми в 1864 г. первые восемь ёл были построены и спущены на воду в различных местах Архангельской губернии, а их строители представлены к наградам. Первые «русские» ёлы строились по черте­ жам и инструкциям, составленным по образцам норвежских ёл. Ком­ плектов чертежей и инструкций было изготовлено не менее 350 эк­ земпляров, но они, к сожалению, до наших дней либо не сохранились, либо пока не выявлены. Почти одновременно, в 1863-1865 гг. шел другой процесс. Под наблюдением МГИ и при содействии российско­ го МИД (в особенности - консула в Норвегии Г.А. Мехелина) в Норве­ гии за счет казны были закуплены и безвозмездно розданы наиболее авторитетным, но не самым состоятельным рыбопромышленникам Архангельской губернии 10 ёл: две «больших», четыре «среднего раз­ мера» и четыре «малого размера». Таким образом, в 1863-1865 гг. российское государство фактически профинансировало строитель­ ство и приобретение 18 промысловых судов типа «ёла» и сделало этот тип судна известным в большинстве поморских селений Архангель­ ской губернии, бывших центрами частного судостроения. Несмотря на официальные выводы чиновников о том, что мероприятия по рас­ пространению ёл на Севере завершилось полным успехом, в действи­ тельности это было не так. Одним из тревожных, но сразу не заме­ ченных признаков слабого интереса жителей Архангельской губернии к постройке судов типа «ёла» стало то, что после постройки первых восьми ёл в 1864 г., в последующие два года больше никто строить их не захотел, т.е. из 13 доступных наград востребованными оказались лишь восемь. Лишь в 1867 г. за вновь построенную ёлу захотел полу­ чить премию (и получил ее) бывший норвежский подданный, посе­ лившийся на Мурмане. А были ли востребованы оставшиеся четыре награды —не известно. Источники 1920-х гг.235 характеризуют попытки строительства су­ дов типа «ёла» уже в РСФСР в эпоху НЭПа силами кооперативных организаций с привлечением банковских кредитов. Инициаторами строительства первых советских ёл были кооперативное объединение для эксплуатации рыбо-звериных промыслов (Севкорыба) в Архан­ гельской губернии и верфь Товарищества промыслового судострое­ 234 Подробнее об этом см. главу 1.12 на стр. 5 0 -60 настоящей книги. 235 ГААО. Ф. р-661. Оп. 1. Д. 43, 45; Оп. 2. Д. 1, 9. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz