Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

никающих в материале при обшивке деревянных судов. Обшивка про­ изводится после того, как киль и все лекала выставлены, проверены, раскреплены и обнесены рыбинами. По окончании обшивки очерчива­ ется линия борта и производится ее зачистка. Вторая бригада —производит установку шпангоутов. Заготовленные детали шпангоутов на I-м участке причерчивают­ ся, подгоняются к обшивке, затем соединяются с флорами нагелями. Готовые шпангоуты устанавливаются в корпус и крепятся к обшивке. Со стапельного участка судно транспортируется на салазках и катках к столярно-достроечному участку. В пути они проходят конопатку и осмолку (Фот. 6) III участок —столярно-достроечный, состоит из 4-х бригад Первая бригада — производит станочную подготовку деталей до­ стройки по образцам и шаблонам, а также заготовляет шпунтованные доски для переборок и внутренней обшивки. Вторая бригада — производит заготовку столярных деталей вруч­ ную, собирает щитки рубок и дверей и изготовляет предметы оборудо­ вания и снабжения: стол, трап, весла, утки и т.д. Третья бригада —занимается внутренней отделкой: устанавливает клямсы, подлегарсы, банки, переборки, койки, поел, а также произво­ дит установку палубного набора юта (Фот. 7-8). Четвертая бригада производит окончательную достройку корпу­ са: собирает и устанавливает надстройку, ставит ширстрек, ватервейс, фальшборт, настилает палубу юта и т.д. (фот. 9-10). В летнее время до­ стройка производится на открытом воздухе, в зимнее время —в специ­ альном крытом эллинге. Илл. 36. Фото 7 из альбома «Технологический процесс постройки парус­ ных ёл». ГААО. Фотодокументы. А 42. Л. 13. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz