Давыдов Р. А. Промысловые суда типа «ёла» на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е – 1940-е гг.) / Р. А. Давыдов. – Екатеринбург : УрО РАН, 2024. – 140 с.

Этот опыт показывает, что на существующих производственных площадках с существующим оборудованием и количеством рабочих выпуск продукции может быть значительно увеличен путем лучшей организации производства путем перевода производства на поток. Ниже приводится краткое иллюстрированное описание технологи­ ческого процесса постройки парусных ёл на верфи. I участок —заготовительный, состоит из 4-х бригад. Первая бригада — занимается станочной заготовкой досок наруж­ ной обшивки и фальшборта на циркульной пиле. Каждая доска пред­ варительно очерчивается по шаблону и после выпиливания маркиру­ ется. Вторая бригада —занимается станочной заготовкой деталей шпан­ гоутов на ленточной пиле, предварительно очерчивая эти детали по шаблону. Третья бригада —производит заготовку деталей закладки киля. На каждую деталь закладки имеется шаблон. Почти все детали после очер­ чивания по шаблону выпиливаются на ленточной пиле. Придание дета­ лям необходимой формы поперечного сечения производится отеской вручную. После изготовления все детали закладки проверяются по ша­ блону. Четвертая бригада (фот. 1)215 —производит сборку киля и всей за­ кладки, детали которых заготовляет третья бригада. Сборка вначале Илл. 31. Фото 1 из альбома «Технологический процесс постройки парус­ ных ёл». ГААО. Фотодокументы. А 42. Л. 10. 215 Здесь и далее вместо «фотография» или «фото» оставлено, как в оригинальном тексте: «фот.». 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz